В ноябре 1988-го основательница рок-клуба Камила Магзиева почти подпольно вытащила на одну сцену два десятка команд. С тех пор многие музыканты покинули родину и успешно играют за границей. География – от стран Европы до Азии. Некоторые группы давно распались. Но кто-то выжил. И в минувшую пятницу они дали тут жару.
Закачивай!..
Открыли шоу “Поле чудес”. Не потому что когда-то стали едва ли не последними членами рок-клуба, а потому что зарядили тот “кач”, который был нужен юбилею. Саксофон и труба были не самыми популярными инструментами 30 лет назад. Сейчас они оказались в нужном месте и в нужное время. Рядом со мной дул пиво лысоватый мужик. Через пару минут он ожесточенно отбивал ритм ногой, потом начал прихлопывать левой рукой по коленке (правая была занята кружкой), а потом вскочил и стал подпевать. Давний поклонник? Или уже новый? Мама алматинского рока
Алматинская банда “Fridays” – законченные битломаны с пеленок.
Несколько лет назад на горе Коктобе поставили памятник великой ливерпульской четверке. Если вглядеться в лица фигур, то у Джона, Пола, Джорджа, и даже у Ринго, можно увидеть казахские черты. А если вглядываться дольше, то узнать в них и Мурата Омарова, и Данияра Шункарова, которые и сколотили “Fridays”. Ну а как без битлов на дне рождения рок-клуба? Я и сам пришел на концерт в майке с лицами икон рок-н-ролла. А в финале под восторженный вопль толпы парни залудили роллинговскую “Satisfaction”. Ау, конкуренты!..
Кассета с альбомом “Музыкальный алкоголик” группы “Ультразвук” у меня сдохла лет 10–15 назад.
Саша Ивнев (вокал, саксофон, гитара, музыка, тексты) отошел от дел. Но банда до сих пор играет. И “качала” зал “JAM”. Хотя без Сани, если честно, что-то ушло. Печально. Может, к следующему юбилею?..
Аккорды из прошлого – по-настоящему
А вот привечалки из Канады и России от тогдашних звезд рок-клуба из Торонто и Москвы – стали сюрпризом. Сначала по видеосвязи всех поздравил с юбилеем известный музыковед и радиоведущий Женя Бычков. Как обычно – не без сарказма, но по-доброму. Когда-то он сам прослушивал группы, которым потом выписывал пропуск на большую сцену.
Девчачью банду “Ламия” уже мало кто помнит. А Наташа Терехова, которая сегодня командует сразу двумя женскими рок-составами в Москве – “Вольная стая” и “Magic”, когда поздравляла по скайпу, заметно нервничала.
Ностальгия за многие места трогает… Вот кто удивил – так Серега Чик, который рулил группой РСД и гитарировал в “Черном принце”. К нему в гости из Германии приехал бывший барабанщик этих команд Боря Яковлев. Они записали прямо в домашней студии Чика несколько вещей. А старый хит “Подруга, дай сигарету” обогатили видео старыми кадрами тех лет. Круто же!.. Чик: Ненавижу “Битлз” и старперство
Мне из метро на работу подниматься 82 ступеньки. И каждый день в такт: “Моя чума, моя мама – моя мама чума… Мама, моя мама – чума!”. Это усть-каманская группа “Аллергия”. Сумасшедшая насмерть!
Ее лидер Александр Антропов приехал отметить 30-летие рок-клуба не в “электричестве” – в акустике. И выдал несколько номеров. А по моей просьбе – хит: “Я муха, зеленая жирная муха, летаю и ползаю му-ха-ха-ха-ха…”. Сатанински смешная песня, исполненная классически поставленным баритоном. Тот, кто услышал ее впервые, полагаю, опупел. Вы еще другие шедевры “Аллергии” не слышали, господа. Надеюсь, Антропов еще вас изумит не по-детски. Умеет, черт талантливый.
Ветераны-хулиганы
Если честно, этот юбилейный концерт спровоцировал экс-басист “Цербера” Таир Азизов, который уже давно живет в Бельгии и работает там с разными крутыми джазовыми коллективами. В феврале прошлого года сидел у меня в редакции. Записывал интервью. Зашла Камила. Слово за слово… Так и появилась идея отметить 30-летие.
А Таир – раз! – и вышел в пятницу на сцену с бывшими музыкантами “Цербера” и “Молота”. Сюрприз! А за ним – раз пошла такая пьянка – на сцену стали выходить те, кого жаждали увидеть, но не ждали.
Я про звезд рок-клуба тех лет – Александра Кириченко и Вячеслава Верещагина. Первый отметился в группах “Единственный выход”, “Форпост” и лауреатством на фестивале “Ялта-90”. Второй – яростным вокалом и хулиганскими текстами в своем “Черном принце”. Оба как черти из табакерки неожиданно вылезли на сцену попеть-поорать. И здорово же получилось! Хотя Слава – со сломанной рукой и сломанной ногой. А как еще должен выглядеть настоящий ветеран? Это же рок-н-ролл, братья!..
“Вист” всегда слыл самой “чистой” и трезвой командой рок-клуба. Почти академики. Смесь добротного харда с закосами в прог-рок. Нахмуренные длинноволосые парни без кукиша в кармане. В эту пятницу у барабанщика-ветерана Андрея шляпа на голове оказалась. Не верю, что ею он скрывал лысину. Тот мужик, который тащился от “Поля чудес”, слушал “вистов” стоя – с размазанной до ушей улыбкой. А Магзиева даже в пляс пустилась. 30 лет – как с куста! Игорь Чечель: Мэн и Клуб
Справка “КАРАВАНА”
В клубе “Jam” – 120 посадочных мест. Через час еще 120–130 сильно пожалели, что пришли поздно: к барной стойке – не пробиться. В углах – плохо слышно. Сходить в туалет после пива – все равно что выбраться из переполненного автобуса на своей остановке.
Казахский блюз и степной трэш?
В ноябре 1993 года “Терминал” отыграл чуть ли не свой последний концерт в рок-клубе.
На последней песне главарь банды и ее барабанщик Олег Ким сломал палочку. Ну и на хрен вторая? Выбросил. Я подобрал. 25 лет спустя достаю: Олег, помнишь ситуацию? У того глаза – как у африканца! – Сумеешь ею отстучать сегодня? – Да без проблем, давай, Серега! И понесся драйв!
Гитарист Баха Акынов ни разу голос не потерял за эти годы – голосил, что твой Гиллан! Оглянулся: где тот пивной мужик? А он возле сцены уже давно тусит и “козы” музыкантам строит. Наш человек. Да там, в “JAM”, все наши люди были. Официантки не успевали пиво разносить-доносить!..
Представлять и поддерживать основателей группы “Акцент” братьев Тарновских сразу стал не очень трезвый гражданин лет 25–27. Он всю дорогу порывался вылезти на сцену, ожесточенно мотал гривой. Потом мычал… А Олег и Владимир (поражаюсь их выдержке: братан, отвали, пока не наваляли) не только сыграли свои старые хиты, но и новые!
“Акцент” что-то втихаря записывает новое и громкое?
“Металлический блюз” – Тарновские с него начали. Подпел, конечно, Славка Верещагин. У них до сих пор терки: кто круче его делает. Мне обе версии нравятся. Горячее же не может быть сырым? Как "КАРАВАН" сделал близнецами братьев Тарновских
Если кто не знает, много лет братья Тарновские работали гитаристами, звукарями и аранжировщиками у Макпал Жунусовой – народной артистки Казахстана. Я не удивлюсь, если однажды они сделают реальный казахский блюз и степной трэш. Если у Сереги Чика получился проект “Анатомия домбры”, который сильно прозвучал на территории СНГ, то у ТРЭШНОВСКИХ (так братьев назвала Магзиева) это тоже получится…
30 лет – такой срок за убийство дают. Автор поп-хита “Мой татарский мальчик” Ринат Абдулхаликов тогда написал песню “Дай мне надежду”. А наши рокеры совершенно брутальным образом взяли и сделали из нее рок-гимн. И он опять прозвучал!
Уже потом, когда дожившие до полуночи жрали пироги, испеченные женами Олега и Володи Тарновских, кто-то ляпнул: а когда и где следующий юбилей отмечать будем? А кто-то сбоку баритоном вдохновил: меня здесь всё устраивает…
Очень жаль
Мне, наверное, повезло. На сценах алматинского рок-клуба я видел и слышал много отличных музыкантов.
Но в ту пятницу не было “Триумвирата” – единственной команды из Казахстана, которой удалось выпустить свое творчество на диске советской фирмы “Мелодия”.
Саша Словарь, к сожалению, уже не может работать. Не было “Максуса”, гитарист и скрипач которого Максим Гусельщиков стал чуть ли не лучшим рок-скрипачом России. “Черного принца”, “Альтернативной космонавтики”, “Детей Парижа”, “Федерации”, “Плюса”. Была еще банда кришнаитов “Санкиртана-Ягъя”. В рок-клубе ее обычно выпускали на сцену ближе к утру.
Выходили на сцену трезвые, все строго в оранжевом. И ну вгонять в сон своими мантрами! А на улице уже троллейбусы вовсю гундят. Харе, Кришна! Просыпавшиеся обычно орали: “И тебе в раму”.
Добрые люди. И “харе” у них была светлая с утра. Боже, какие участливые поклонники рок-н-ролла жили в Алма-Ате 30 лет назад!
Алматы