Стимул для бизнеса и власти - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Стимул для бизнеса и власти

Стимул для бизнеса и власти

В недавно обнародованном докладе Всемирного банка "Doing Business in 2006", посвященного вопросу благоприятности ведения бизнеса, из 155 обследованных стран Казахстан занял 86-е место, пропустив вперед из стран СНГ Армению (46 место), Россию (79), Молдавию (83) и Киргизию (84).

  • 26 Октября 2005
  • 1032
Фото - Caravan.kz

В принципе, наша республика добилась хороших экономических успехов — здесь она может достойно соперничать с Россией. Но почему оценка бизнес-климата для внутренних инвесторов недостаточно высокая?
Меньше государственного вмешательства
Это уже третий ежегодный доклад Всемирного банка на данную тему, в нем приводится обобщенная классификация 155 государств по ключевым показателям делового законодательства и реформ.
В отчете содержатся такие показатели как создание компании, наем и увольнение рабочих, реализация контрактов, регистрация имущества, получение кредита и т.п. Впервые в этом году к оценочным параметрам бизнес-климата добавились три новых индикатора: получение лицензий, международная торговля и уплата налогов.
Новые индикаторы подчеркивают очевидную необходимость проведения реформ, особенно, в бедных странах. Авторы доклада подчеркивают, что именно они, как правило, устанавливают самые высокие налоги в мире на занятия предпринимательской деятельностью. В результате государство, рассчитывающее пополнить бюджет, получает обратный эффект. Высокие налоги подталкивают предпринимателей к уклонению от их выплаты, вынуждают многие компании уходить в теневой бизнес.
Кроме того, анализ показывает, что сокращение административных расходов может значительно снизить препятствия для внешней торговли.
Сейчас же существует миф, что именно таможенная бюрократия является причиной наибольших задержек для компаний, специализирующихся на экспортно-импортной деятельности. Для производителей из развивающихся стран административно-бюрократическое бремя может оказаться более дорогостоящим, нежели торговые квоты и тарифы.
По классификации Всемирного банка, 30 стран с наиболее благоприятной средой для развития бизнеса — это и есть в большинстве своем развитые страны.
Список стран-лидеров возглавляет Новая Зеландия, затем следуют Сингапур, США, Канада, Норвегия, Австралия, Гонконг/Китай, Дания, Великобритания, Япония, Ирландия, Исландия, Финляндия, Швеция, Литва, Эстония и т.д.
Согласно обобщенным данным, в африканских странах существуют наибольшие регуляторные препятствия для занятия предпринимательской деятельностью и за последний год реформы там проводились наиболее медленно.
В то же время все страны Восточной Европы сумели улучшить как минимум один аспект деловой активности, а две страны — Сербия и Черногория заняли высшие строчки в общей классификации по количеству проводимых реформ.
В то же время есть страны, которые становятся исключением. Например, африканская Руанда является одним из лидеров по проведению реформ в прошлом году. Республика Маврикий и Южно-Африканская Республика также находятся в группе лидеров-стран с наиболее привлекательным деловым климатом. При этом на каждые три африканские страны, в которых условия предпринимательской деятельностью за отчетный период улучшились, приходится одна страна, где эти условия стали еще хуже.
Что касается постсоветских стран, то авторы доклада положительно отмечают их усилия по созданию новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса, однако реформирование осуществляется на недостаточно высоком уровне.
Причина — достаточно ощутимое административное регулирование бизнес-климата и несовершенная система налогообложения. Эксперты Всемирного банка обращают внимание на то, что страны, вошедшие в первую тридцатку, тоже регулируют предпринимательскую деятельность, но они сумели выработать такие простые регулятивные нормы, которые позволяют компаниям быть продуктивными. Вмешательство (и то не в буквальном смысле) государства, как правило, происходит лишь в области защиты прав собственности и предоставлении социальных услуг.
Как развивать МСБ?
Малый и средний бизнес в Казахстане уже давно стал центром внимания власти. Этот сектор развивается динамично, однако нельзя говорить о том, что для него созданы идеальные условия. Малый и средний бизнес терпит большие издержки при регистрации, он находится под жестким налоговым прессингом, когда просрочка даже «пустых» деклараций на один день может значительно перекрыть весь доход фирмы за отчетный квартал.
Да и сама система налогообложения МСБ, мягко говоря, несовершенна.
Именно поэтому предприниматели предлагали правительству ввести в стране «налоговые льготы» наподобие того, как вводился мораторий на проверки малого и среднего бизнеса.
Аргументы сторонников «налоговой передышки» довольно серьезны. По их мнению, в то время как сырьевой сектор находится на подъеме, за счет него и можно поставить на ноги частный бизнес.
Высокие нефтяные доходы могут без проблем формировать бюджет, а МСБ, освобожденный от налоговой повинности, за это время сможет капитализироваться и развиться. Ведь самая главная проблема для МСБ (кроме непомерно высоких налогов) — это недостаток оборотных средств. Государственный бюджет при введении налоговых «каникул» потенциально может потерять лишь 1 процент, зато в долгосрочной перспективе получит хорошие дивиденды от частного бизнеса, которые, конечно, с лихвой перекроют все потери бюджета от такой «передышки».
Самый главный противник данного эксперимента — министерство экономики и бюджетного планирования. Там считают, что уровень налоговой нагрузки — вторичный компонент инвестиционного климата (первичный — конкретные экономические условия). Министр Кайрат Келимбетов убежден в том, что снижение налогов не приведет к повышению бизнес-активности, зато даст отрицательный эффект в виде потери стройности системы налогообложения. Дескать, налоговое администрирование будет усложнено тем, что потребуется сначала дифференциация предприятий по отнесению их к малому и среднему бизнесу, а затем начнет борьба предприятий, не получивших налоговые льготы, за какие-либо преференции.
Так что вопрос о «налоговых каникулах» оказался прерванным на самой интересной ноте. Правительство сегодня не готово пересматривать взаимоотношения государства и бизнеса. Однако это вовсе не означает, что со временем дискутирующие стороны не вернутся к проблеме налогообложения МСБ.
Пусть не во всем, но международные эксперты правы — вопрос налогообложения оказывает сильное воздействие на развитие или стагнацию частного бизнеса.
Может быть, шестилетние «налоговые каникулы» и не нужны Казахстану, но изучить вопрос в деталях не помешало бы.
Именно такие отчеты как «Doing Business» предоставляют должностным лицам возможность сравнивать результаты регуляторной политики с другими странами, изучать примеры успешной практики и определять приоритеты для проведения реформ.
За три года существования подобных исследований бизнес-климата более 20 стран начали или продолжили реформы в этой сфере, вместо того, чтобы изобретать велосипед.