Окончание, начало см.здесь.
В 2010 году в Узбекистане предусматривается создание более 950 тысяч новых рабочих мест. Если планы правительства воплотятся в жизнь, то по итогам трех последних лет будет создано в общей сложности около 2,5 миллионов новых рабочих мест.
При таких темпах их возникновения Узбекистан должен полностью решить проблему безработицы. С другой стороны, столь мощная налогооблагаемая база должна увеличить поступления в Пенсионный фонд при Минфине Узбекистана настолько, что любые социальные проекты будут финансироваться легко и просто. Но ничего подобного не наблюдается. Есть повод думать, что новые рабочие места — это чистой воды формальность и очковтирательство.
Если же новые рабочие места являются сезонными, и количество новых рабочих мест нельзя суммировать, правительство должно четко и внятно об этом заявить. Тогда общее количество новых рабочих мест по итогам текущего года составит 950 тысяч единиц. Тогда же и данные по 2008 и 2009 годам принимать во внимание не стоит.
Мужчины остались
Рост рождаемости можно объяснить тем, что трудовые мигранты, начиная с весны 2008 года и заканчивая началом 2009 года, застряли на родине. Россия и Казахстан из-за кризисных явлений стали вести более очевидную протекционистскую политику в сфере привлечения иностранной рабочей силы.
Причем, обе страны за счет снижения миграционного потока из Узбекистана и других бедных государств Центральной Азии стремились стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы. Власти надеялись, что на освобожденные узбекскими гастарбайтерами рабочие места придут россияне и казахстанцы.
Еще одной причиной роста рождаемости в Узбекистане является практически сексуальная безграмотность населения. Причем, ситуация в городах (30 процентов всего населения) резко контрастирует с ситуацией на селе (70 процентов всего населения). Если горожане еще имеют довольно качественное представление, как планировать семью, и что для этого необходимо покупать в аптеках, то в сельской местности методы контрацепции находятся практически под негласным запретом.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что демографический взрыв произошел в период между весной 2008 года и началом 2009 года. Именно на него приходится время, когда российские и казахстанские миграционные службы резко ужесточили миграционное законодательство и практически закрыли свои рынки для узбекских гастарбайтеров. Если к весне 2008 года и началу 2009 года прибавить 9 месяцев (нормальный срок, который необходим женщине, чтобы выносить ребенка), то становится понятным, кто в демографическом взрыве виноват.
Упрощение процедуры стерилизации в Узбекистане — это вторая по счету попытка властей регулировать прирост населения без применения современных методов контрацепции. Первая попытка состоялась в период с 1999 по 2003 годы. Тогда тоже озаботились стерилизацией, а главные врачи больниц и поликлиник требовали от своих подчиненных статистику по ней.
Как раз в это время Узбекистан получил крупную партию гуманитарной помощи с внутриматочными спиралями. Было много случаев, когда ВМС устанавливали без ведома женщин. О том, чтобы уведомить семью и родственников и речи не шло. При этом никого из врачей не интересовало, к каким последствиям могут привести массовые манипуляции. Женщин, родивших двоих детей (нулевое воспроизводство), просто принуждали.
В результате, появлялись осложнения, которые многие врачи не ждали. Женщины, не соблюдавшие санитарных норм, заражались инфекциями, или спираль фактически вживлялась в плоть. Часть женщин из-за неправильной установки спиралей или противопоказаний, все равно беременели, тем самым, максимально усложняя будущие роды.
Конец 90-х годов как раз и характерен высокими темпами прироста населения, а к 2003 году стало ясно, что рождаемость снижается. По итогам 2002 года выяснилось, что средний процент снизился до 1,3 процента.
Власти вроде успокоились, и такое благодушие длилось до 2008 года. 1,7 процента прироста — это та граница, которую пересекать нельзя. Если кризис в России и Казахстане затянется, то прирост будет исчисляться цифрами другого порядка. По итогам 2009 года количество родившихся составило около полумиллиона человек. Психологический рубеж в полмиллиона человек будет легко преодолен в 2010 году. А далее население будет прирастать в геометрической прогрессии, достигнув миллиона человек по итогам 2012 года.
Власти опасаются молодежи
Резкий прирост населения свидетельствует об омоложении нации. Пожилых людей будет становиться меньше, а молодежи — больше.
Как прослойка, которой нужно жить здесь и сейчас, молодежь представляет собой наиболее опасную с точки зрения социальной стабильности группу населения. Об этом не забывают власти, об этом знает население.
Вплоть до недавнего времени узбекский президент почти всегда указывал, что больше 60 процентов населения Узбекистана — молодежь. Это его радовало. Но именно она стала наиболее мобильной группой населения, ежегодно выезжающей на заработки за пределы страны. Увеличение ее доли означает увеличение миграционных настроений.
С другой стороны, молодежь, вернувшаяся из-за границы и увидевшая другую жизнь — хорошая база для возникновения протестных настроений в обществе.
С третьей стороны, именно молодежь и стала основным фактором роста населения страны. Ее активная позиция в сфере демографии не может не вызывать тревогу у властей. Деньги, которые гастарбайтеры привезли из-за границы, имеют свойство заканчиваться. И тогда у молодежи появляется желание вновь покинуть Узбекистан в поисках заработка. В то же время Россия и Казахстан не способны поглотить всю массу узбекских гастарбайтеров. Оставшись на родине, они должны найти выход своей нерастраченной энергии.
Поэтому Каримов очень опасается молодежи, ее максимализма и желания жить лучше, чем обычные узбекские семьи.
И хочется, но не можется
Власти могли бы минимизировать прирост населения за счет упрощения процедуры отказа от узбекского гражданства.
В Узбекистане достаточно много людей, желающих отказаться от узбекского гражданства, переехать на постоянное место жительства в другие сопредельные государства. Но процедура сильно усложнена и направлена на то, чтобы создать максимум проблем для тех, кто хочет сменить гражданство.
Все это делается для того, чтобы сохранить имидж страны. Президент с высоких трибун заявляет, что жизнь в Узбекистане становится лучше, люди живут богаче, а детство у детей счастливое. Массовый выезд из страны будет идти вразрез с этими заявлениями президента.
Есть еще одна возможность снизить остроту демографической проблемы. Россия и Казахстан уже несколько раз предлагали подписать большой договор о миграции. Он бы позволил узбекским гастарбайтерам получать минимум медицинских и социальных услуг в стране, которую они выбрали местом своей работы.
Почему официальный Ташкент не идет на подписание соглашение о миграции с Россией и Казахстаном?
Первая причина в том, что узбекские власти не хотят показывать истинные масштабы трудовой миграции из Узбекистана. По официальной статистике, есть только лица, пересекающие узбекско-казахстанскую границу в одном направлении. Но большая часть трудовых мигрантов никак не учитываются на границе, поэтому официальной статистике верить нельзя.
По данным независимых источников, из Узбекистана ежегодно выезжают от 1,5 до 5 миллионов человек. Если взять золотую середину, то это порядка 3 миллионов человек.
Вторая причина в том, что получение гастарбайтерами социального минимума может стать хорошим стимулом для того, чтобы остаться в стране, где он зарабатывает деньги.
Конечно, концептуально, снижение количества мужчин в Узбекистане может решить демографическую проблему. Но не комплексно. Появятся семьи без кормильца, которые необходимо содержать за счет госбюджета. И потом, оставшиеся в России и других странах узбекские мигранты постепенно прекратят перевод денег семьям, обзаведутся новой семьей. То есть возникнет база для социального взрыва в Узбекистане.
Третья причина в том, что узбекские власти стоят перед дилеммой: встречать гастарбайтеров, создавать новые рабочие места внутри страны, чтобы оставшиеся на родине мигранты были заняты работой и имели источник существования. Но Узбекистан не может себе позволить потерять такое количество налогоплательщиков. Другого «или» не существует. Это и вынуждает власти не подписывать миграционные соглашения. Бесправный трудовой мигрант все равно должен будет вернуться на родину.