Образ жадного ленивца, которому "побоку" проблемы всех остальных людей, окончательно сформировался уже в советское время.
До этого он бытовал в основном в сказках про Алдара-Косе, в жизни же баи чаще всего пользовались заслуженным уважением. Редакция Сaravan.kz вспоминает истории, которые подтверждают, что правильный бай не эксплуатировал свой народ, наживаясь на нем, а помогал ему. Хотя не обошлось и без тех, кто за свои "заслуги" потом появился в народном творчестве в образе алчных глупцов. Дело завершила советская кампания против дореволюционных богачей. Таким образом, достойные баи, которых было немало, оказались забыты.
При этом они были не просто богачами.
Баи, бии и батыры позволяли роду стать самостоятельным и независимым. Бии отвечали за суд, батыры — за войну, а баи — за все остальное, в частности, их епархией было материальное и духовное обеспечение рода. Соответственно, главными добродетелями бия были мудрость, справедливость и доскональное знание обычаев, батыра определяли отвага и воинское мастерство, баев же судили по их рачительности и щедрости.
Примером таких баев можно назвать представителей семьи Мамановых, о которых мы писали ранее. Они успешно вели торговлю и приумножали свое состояние, за счет чего могли поддерживать большое число людей. В частности, они помогали обездоленным, строили школы и спонсировали творческую интеллигенцию. Благодаря созданному Есенкулом Мамановым учебному заведению смогли получить бесплатное качественное образование Ильяс Жансугуров, Мухамеджан Тынышпаев, Билял Сулеев, Жумахан Кудерин и другие.
Есенкула Маманова даже сравнивали с Альфредом Нобелем.
"После помещения объявления Есенкула: “Объявляю конкурс на лучший казахский роман” в номере “Айкапа” от 1911 г. в номере того же журнала от 1914 г. он оповестил: “После объявления поступило 5—6 рукописей романов, хочу их отвезти в Семипалатинск, поскольку граждане, оценивающие работы, Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов, Жусипбек Аймауытов, Манап Турганбаев, находятся там”. Известно, что конкурс выиграли Султанмахмут Торайгыров — “Камар Сулу” и Таир Жомартбаев — “Посмотрим на девушку”. Некоторые аксуские старцы считают, что если бы Есенкул прожил еще много лет, он по примеру Нобеля делал бы конкурсы ежегодно", — писал Зейтин Акишев.
Баи также материально поддерживали газету "Қазақ" и журнал "Айқап", помогая им выплачивать штрафы и таким образом спасаться от закрытия.
Об этом прямо написано в одном из номеров газеты:
"Когда "Қазақ" неожиданно понес чрезвычайные траты, казахские баи, заметившие тяжелое материальное положение издания, пришли на помощь. Это была особенная и своевременная поддержка. Мы собрали и публикуем имена людей, оказавших эту помощь. От имени Всевышнего мы искренне благодарим тех, кто так поддерживал единственную газету, ставшую глазами и ушами народа. Надеемся, что скоро мирное время вернется, временные трудности забудутся и наши дела наладятся. Нам было дорого внимание народа – это мы увидели.
Те, кто нам помог:
Есенкул кажы Маманулы – 100 рублей, жамаат Гайнижамал Есенкул қажы – 100 рублей, Танирберген кажы Турысбекулы – 429 рублей, Айтмухамет Турысбекулы – 100 рублей, Кожа Ахмет Маманулы – 50 рублей, Баймухамет Турысбекулы – 50 рублей, Кудайберген Турысбекулы – 70 рублей, Егеубек Жиенбайулы – 10 рублей, Г. Алибекулы – 150 рублей, Хусаин Укенулы – 25 рублей 50 копеек, Жолымбет Турымбетулы – 25 рублей, Ерназар Жаукашарулы – 20 рублей, учитель Ныгметолла Кузембайулы – 15 рублей, Нугман Канатбайулы – 5 рублей, Омирали Пантешулы – 5 рублей, Тлеген Бадыракулы – 5 рублей…Всего: 1274 рублей 40 копеек".
Больше таких случаев приводит блогер Диас Камериданов.
"В декабре 1917 года, когда правительство Алаш Орды вынуждено было переехать в Семей, баи К. Укибаев (он так же спонсировал журнал "Абай", когда к нему обратился за помощью М. Ауэзов), А. Жусипов, А. Молдабаев все свое лишнее имущество — дома, мебель и прочее — передали в безвозмездное пользование партии "Алаш".
⠀
В свое время, чтобы А. Бокейхана и М. Шокая выдвинуть делегатами в Государственную думу, баи Ахмет и Мустафа Оразайулы уплатили за них по 2 тыс. руб. А бай С. Жанторин переписал на М. Шокая свои земли, чтобы тот смог баллотироваться в депутаты.
⠀
Когда М. Дулатов был посажен в тюрьму, 17 июня 1906 года К. Укибаев заплатил за него залог 2500 руб., а А. Хасен из Омска вовсе освободил его, заплатив 5000 руб.
⠀
А М. Уразбайулы в 1908 году, когда услышал, что после восьмимесячнего заточения Алихан Бокейхан заболел в тюрьме Семея, сказал: «Алеке — очень нужный человек для казахов». В 1908 году в местечке Шагыл он держал 10 дойных кобылиц и каждый день отвозил в тюрьму большой бурдюк кумыса и тушу молодого барашка.
⠀
Большой вклад внесли баи в дело обучения молодежи в заграничных университетах. Например, Ж.Досмухамедов, благодаря правнуку Сырым батыра С. Омарова, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. И таких примеров достаточно.
Подписчики поделились подобными историями в комментариях.