Степной тюльпан расцвел на Лазурном берегу - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+8 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Степной тюльпан расцвел на Лазурном берегу

Степной тюльпан расцвел на Лазурном берегу

Вот уже две недели казахстанцы смакуют свой неожиданный каннский триумф, на все лады повторяя название фильма и фамилию героя.

  • 2 Июня 2008
  • 2995
Фото - Caravan.kz

Тогда как на российских сайтах «Тюльпан» Сергея Дворцевого упорно называют не иначе как «Российским фильмом о Казахстане». Здесь уместно благодушное безразличие.
Пусть их. Все-таки, гран-при второго по значимости конкурса «Особый взгляд» — это вам не «Золотая камера» за дебют. Однако хочется уточнить, чей же цветочек?
Наши в Каннах были. Все зафиксировали. Все расскажут. Или почти все. «Казахфильмовцы» посещают кинофестивали часто. Ведь бизнес зиждется на связях, а международное имя зарабатывается неустанным повторением. Поэтому на 61-й Каннский отправилась и наша делегация.
Есть такая профессия — фильмы отбирать
На сей раз вместе с командой «Казахфильма» поехал в Канны Олег Борецкий. О целях своей командировки (именно так он сам называет свою поездку), известный кинокритик сообщил следующее:
— Месяц назад директор «Казахфильма» Анара Кашаганова предложила мне выступить отборщиком фестиваля «Евразия». Все что от меня требовалось — просмотреть как можно больше картин, представленных в Каннах и решить, что из всего этого подходит для конкурсной или внеконкурсной программы предстоящей «Евразии». Так сложилось, что Гульнара Абикеева, наш киновед, в этот момент уехала в Корею. Там нужно договориться о показе ретроспективных фильмов из архива Корейского фестиваля. Так что для меня это приглашение не из серии «прокатитесь в Канны, окунитесь в атмосферу гламура, чтобы потом поделиться с журналистами своими впечатлениями о небожителях кинематографического Олимпа».
Каннорынок
На поверку все оказывается не таким притягательно-чарующим, как рисовало воображение. Так что же происходит две недели на лазурном берегу самой романтической страны мира? Впечатлениями об атмосфере и впечатлениями участника процесса Олег Борецкий делился так, словно фильм рецензировал:
— Мне сложно судить об атмосфере. Я же почти не выходил из смотровых залов. Легко ощутить, что козырь Канн — это гламур. Некая тусовка вечернего времени. Запах дорогих сигарет и духов витает на бульваре Круазетт. Дефилируют красивые женщины, мысли которых, однако далеки от праздности. Ведь красная дорожка — всего лишь вершина айсберга. Значимое место занимает кинорынок. Вот тут и появляется ощущение легкого безумия: вокруг назначаются встречи, за коктейлями решаются судьбы, происходят презентации. Махина рассыпается на микротусовки. И все это только лишь для того, чтобы заинтересовать в своей продукции и продать ее. Все-таки, кино — это бизнес.
Отраженное сияние
А как же звезды? Мы знаем о судьбах кумиров больше, чем про соседских мальчишек и дальних родственников. Следим за тенденциями в браках, разводах, дружбах, деловых союзах. Носим их прически, макияжи, туалеты и парфюм. Неужели в Каннах они не становятся ближе?
— Ну, во-первых, во мне нет никакого фанатизма. Я не готов был дежурить у входа в отель, где размещались знаменитости, только для того, чтобы увидеть кого-то. Да и цели моей поездки были другие. Мельком видел Бенисио дель Торо, который при выходе из черного тонированного лимузина раздал пару-тройку автографов и скрылся. А еще Элтон Джон сидел на одном из просмотров позади меня. Для меня важнее были фильмы. Все-таки, эта поездка — совмещение приятного с полезным. Кино — это же искусство. Хотя и здесь у меня не было какого-то чувства первооткрывателя: прорвался на фильм и увидел его первым. Просто я отмечал для себя какие-то картины. Подмечал что из увиденного, если будет возможность, можно будет показать в Киноклубе.
Однако любому изданию хочется зарисовок. Сухих подробностей — «маловато будет»! Олег Борецкий любезно подарил еще парочку каннских картинок:
— Звезды в Каннах также виртуальны. Большая часть публики видит их лишь на мониторах, потому что оцепление у красной дорожки не подпускает простых смертных ближе, чем положено. Среди всей этой массы людей в неизменном черном мелькали какие-то призрачные наряды кинодив. Сложилось ощущение, что ближе они были тем, кто наблюдал действо, сидя у телеэкранов: и детали можно было разглядеть. Кстати, еще один штрих. У тех поклонников, которые все-таки пробились ближе, случилось несоответствие: кто-то оказался ниже ростом, чью-то хрупкость при внимательном взгляде иначе чем крайней худобой не назовешь. Но в целом, воочию звезд увидеть сложно. Так что Канны — это многоуровневая тусовка. Ну и естественно Шон Пэн, который вид имел уставший и потрепанный в прическе. С немым вопросом на лице: что же тут происходит, что я тут делаю?
Ну а что же в Каннах производит самое сильное впечатление?
— Была такая фишка, во время проведения. Вышел специальный журнал «Премьер». Основная тема — Катрин Денев встречает президента. Ей предложили сыграть корреспондента, который берет интервью у Шона Пэна. Вот там и прозвучал этот вопрос: «Что Вы считаете самым интересным и выдающимся на фестивале»? На что президент отвечает: конечно, что сама Катрин Денев берет у меня интервью и продолжает — если говорить серьезно, то… Тут Пэн делает паузу и уточняет: что сама Катрин Денев берет у меня интервью. Сам я вряд ли смогу ответить на этот вопрос как-то оригинально: кино, пожалуй.
Спорный «Тюльпан»
Разумеется, в разговорах об одном из самых ярких кинематографических событий этой весны нельзя не вспомнить про нашу победу. Фильм «Тюльпан», по словам очевидцев, сорвал бурные овации зала, не оставив равнодушным ни одного члена жюри «Особого взгляда» под председательством Фатиха Акина. Так кто же победил? Казахстан или Россия?
— В каталоге четко прописано: фильм казахстанский. Также и Сергей Дворцевой проанонсирован как казахстанский режиссер. Хотя картина — копродукция. В создании «Тюльпана» принимали участие профессионалы из Германии, Швейцарии, Казахстана и России. Сценарий писал Геннадий Островский. Который уже после просмотра твердо сказал, что ничего бы не поменял в итоговом варианте, оставив это на усмотрение режиссера. Сейчас очень мало картин, которые бы можно было однозначно назвать чьими-то. Я считаю, что это наша победа. История, показанная в ленте — наша, казахстанская. Но при этом юмор получился вполне международным.
Да, западным зрителям было очень интересно смотреть на жизнь кочевья, подмечать отличия в быту, наблюдать за природными степными явлениями, затаив дыхание смотреть как принимают роды у овец, но многие моменты вызывали дружный смех зала. Для них это, безусловно, экзотика. Но нужно отметить, что снят фильм очень хорошо. То есть с точки зрения техники картина была на необходимом, для именитого международного фестиваля, уровне. Все это заставило зрителей сидеть от титров до заключительной песни, хотя фильм шел на казахском и русском языках (с субтитрами на английском и французском). Нередко было так, что люди выходили из зала во время показов: деловые звонки, встречи, другие показы.
А тут даже на улице можно было часто услышать повторяющиеся возгласы: «тюльпан, тюльпан».
Неужели залогом зрительского успеха киноленты стала ее экзотичность? Именно на это рассчитывали создатели?
— Я так не считаю. Но вот сами авторы полагают, что это возможно. Но в первую очередь была интересна история: легкая и местами комичная. Я отдаю себе отчет, что для каннского искушенного зрителя «Тюльпан» необычен по ментальности. Картина общая по тональности, у нее неожиданный открытый финал, но при этом она очень жизнеутверждающая. Так что, если бы это был просто расчет, ничего бы не вышло. Не было бы такой искренности, исчезла бы простота повествования. Мне фильм очень понравился, хотя я не считаю его шедевром. Он вполне достоин «особого взгляда» и очень четко вписывается в концепцию конкурса. А теперь есть замысел представить «Тюльпан» на Оскар по итогам этого года, насколько это будет возможно, учитывая продюсерскую работу. Гран-при — эффективный способ обратить на себя внимание.
А что же отечественный зритель? Так и останется в стороне? С гордостью за «наших», но без собственного мнения на сей счет?
— Явление это получило название «Новая казахстанская волна», которой, кстати, в этом году уже 20 лет. Судьба «Новой французской волны» повторилась на наших просторах. Точно также создается впечатление, что фильмы снимают для фестивалей. Так же было и с французскими кинематографистами: за пределами страны это стало явлением, но массовой культурой так и не стало. Хотя сильно повлияло на исторический ход мирового кинотворчества. Все дело в том, что картины авторские, не коммерческие, а в эпоху царствования рейтингов и прокатности, очень сложно донести до рядового родного зрителя.
Особый взгляд Олега Борецкого
С судейством в рамках программы, где «Тюльпан» получил заслуженное, Олег Борецкий согласен. Но есть некоторые расхождения.
— В мой собственный рейтинг пятерки не вошли картины «Тайсон» и «Джонни бешеный пес». Первая, в силу своей документальности, вторая, хоть и произвела впечатление, но были ленты, покорившие меня как раз особенностью. Рассуждая в рамках заданных конкурсом параметров, могу перечислить такие фильмы: «Тюльпан», «Океан страсти», «Облако девять», «Охортон» и «Токийская соната». Три попадания из пяти. Наш «Тюльпан», «Облако девять» о любви и страсти немолодых людей откровенно, но целомудренно, «Токийская соната» о жизни японской семьи, когда отец лишается работы, а сын мечтает служить. Фильм «Джонни бешеный пес» повествует об африканских детях, которые ведут вынужденную войну. Однако режиссер подчеркнул, что картина не о жестокости, а скорее о том, как же много человечного еще осталось в этих детях. Что до «Океана страсти», то картина чем-то неуловимо напоминает «Империю чувств» и «Кукол»: по своему воздействию и описанию чувств. «Охортон» ценна для меня тем, что крайне редко попадаются норвежские картины. Это лирическая драма о железнодорожнике, вышедшем на пенсию. Кстати, покоряет лента и тем, как показана природа. Есть перекличка с «Тюльпаном», которые тоже рассказывает обычную историю о юноши, который, отслужив на Сахалине, возвращается в степь, любовь к которой переплетается с романтическими переживаниями героя.
Фавориты
Основной конкурс добавил интриги. Фаворитами были фильм братьев Дарденн «Молчание Лорны» и Клинта Иствуда «Подмена». О них говорили до начала фестиваля, их обсуждали на протяжении просмотра. Анджелина Джоли в иствудовской картине была, по мнению очевидцев, убедительна и трогательна в своих переживаниях по потерянному сыну, которого просто заменили на другого доблестные стражи порядка, но не покорила строгое жюри. Люк и Жан-Пьер Дарденн, открыв для себя юную сербскую актрису, по ходу получили свое за сценарий. А вот ветвеносный французский фильм, показывали, как и «Тюльпан» в заключительный день. Он и выстрелил. Снова актуальны в синема-мире сложные отношения простых учеников и преподавателей, показанных в «Классе» Лорана Канте.
Россияне же пусть гордятся «Золотой камерой», полученной за дебют Валерии Гай Германики со своим «Все умрут, а я останусь», продемонстрировав без купюр действительность, в которой существуют московские школьницы.
Ну а мы, граждане Казахстана, оставим за собой эксклюзивное право гордиться победой степного «Тюльпана».