Именно выяснением существовал или существует юридически на настоящий момент КСК «Ветеран», занимается сейчас администрация кооператива.
Налоговый комитет, подавший в суд на четыре, по его мнению, несостоятельных кооператива — должника Степногорска, и добившийся признания трех из них банкротами (Южный, Веста, Утро), подал апелляционную жалобу об отмене решении экономического межрайонного суда, и настаивает на признании банкротства и за «Ветераном». Пока не состоялось даже рассмотрение апелляции, и КСК «Ветеран» считается состоятельным и работающим юридическим лицом.
Более того, кооператив предлагает всем желающим снова принять его «подданство», то есть пойти к нему на обслуживание.
Тем более, что материалы необходимые для ремонтных работ (трубы, вентили, лес, стекло и прочее), несмотря на настойчивое желание секретаря маслихата Г. Б. Копеевой, разделить их между КСП «Самруком» и КСП «Первым», все-таки сохранены под замком в подвале, а персонал, хотя и уволен, но готов выйти на прежние рабочие места.
По словам администрации КСК, конечно не все 66 домов, но многие готовы к ним вернуться.
Перипетии — КСК, КСП, наличие или отсутствие кондоминиума, обходят стороной среднестатистических степногорцев, которым «как бы оно ни называлось, лишь бы делалось».
Не только в нашем городе что-то происходит по-особенному: если деревья обрезать — то все подряд и не в самое подходящее время года, если «лежачих полицейских» сооружать, то в нарушение всех норм и техники безопасности, если КСП организовывать, то широко и всему миру на зависть регистрировать, невзирая на лица и реальное положение дел.
Аким Степногорска А. Н Никишов, в июне этого года посетив г.Лисаковск, оценив внешний вид улиц, домов маленького городка очень похожего на наш, решил, что сохранить их в удовлетворительном состоянии (говорят, там даже цветы в кадках стоят на лестничных клетках) позволила давно практикуемая там система кооперативов собственников помещений (КСП). Чем эта система отличается от системы кооперативов собственников квартир, большинство людей так и не поняло, но перениманием положительного опыта по приказу городского руководства занялось. Ну, не совсем приказу, официального распоряжения не было, да и быть не могло, все-таки КСК организация никому, кроме учредителей — собственников жилья, не подчиняющаяся, поэтому председателей убеждали и уговаривали. Ведь документ с распоряжением о перерегистрации КСК в КСП за подписью городского главы, стал бы поводом для прокуратуры заинтересоваться законностью происходящего. Пока же все, кто удосужился освежить в памяти нормы республиканского законодательства, где упоминаются «кооперативы собственников помещений (квартир)» пытаются понять, почему столь принципиальна замена одной буквы в аббревиатуре без изменения перечня полномочий организации или наделения ее новыми.
Нестыковки между желаемым и действительным начались практически сразу.
Если верить кандидату юридических наук, старшему преподавателю кафедры «Правовое регулирование экономических отношений» Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза Е. Горячевой, кооператив собственников помещений образуется для управления многоквартирным жилым домом или группой рядом расположенных домов; кооперативы собственников квартир образуются в случаях, когда в домах отсутствуют встроенные нежилые помещения.
Подвалы и чердаки стандартных домов только условно можно считать жилыми помещениями, потому, что они по всем параметрам технические. Перерегистрация КСК в КСП прямо скажем, не целесообразна: лишняя трата времени, денег и нервов председателей и членов правления.
На уговоры и убеждения поддались многие КСК Степногорска, за исключением крепко стоящих на ногах КСК «Уют», «МЖК», «Седьмой». Жильцы старых микрорайонов — первого, второго, третьего, четвертого — сочли благом поплыть по течению и позволить кому-то странным образом ликвидировать прежние кооперативы и создать новые. Одни считали, что это сможет активизировать подготовку жилого фонда к зимнему сезону, другие обрадовались и поверили акиму, что деятельность начнется с чистого листа и платить накопившиеся долги за услуги КСК не придется, тем более что по слухам, Андрей Николаевич, на каком-то из совещаний с жильцами действительно говорил, что в КСК уже платить не нужно, потому, что создаются КСП.
Начало реорганизационных мероприятий привело к накоплению долгов даже в тех кооперативах, где собираемость ежемесячных платежей составляла более 95%. Едва дышавшие КСК мгновенно рухнули; тонкий ручеек платежей еще струившийся в бухгалтерии «Ветерана», «Южного» и других, иссяк, и налоговый комитет по городу Степногорск подал в суд в межрайонный экономический суд о признании их банкротами. Перестав платить в КСК, люди так и не ринулись платить в КСП, не совсем понимая, какая из организаций теперь «в законе» и взяла на себя обязательства содержания сетей, домов.
Пока шли судебные разбирательства, и решение принято не было, жители, по крайней мере, двух микрорайонов — первого и второго, остались в подвешенном состоянии: на их территории действовали три организации одинакового назначения, и ни одна фактически не работала.
У «Ветерана» были (и есть) материалы, но не было денег на выплату заработных плат, из-за задолженностей потребителей. И как будто бы не было прав на работу, потому что им пришли извещения от КСП «Самрук» и КСП «Первый», о том, что те берут на свое попечение дома второго и первого микрорайонов. Новообразовавшиеся КСП фактически не функционировали, потому что у них не было ни рабочих, ни материалов, ни денег — в чем признавалась первая управляющая «Самрука». Шатко-валко, но ресурсы находятся, и аварийные ремонтные работы теперь проводятся.
Самое, пожалуй, главное, это то, что заявления о выходе домов из КСК и входе их в КСП, начали собираться только теперь, спустя больше чем три месяца со дня официальной регистрации.
В КСК «Ветеран» сейчас лежат заявления жильцов 27 (из 66) домов, подписи под которыми поставили от 23,4, до 75 % собственников. Этого явно не достаточно для выхода и входа «из» и «в» кооперативы. По закону, для регистрации кооператива собственников квартир или помещений, подаются заявления подписанные большинством жильцов каждого дома, желающего войти в данный кооператив. Они и будут являться учредителями кооператива. И если 75% — все-таки большинство, то 23,4% — явно маловато.
Возникает вопрос: как эта организация регистрировалась, и, чтобы не сомневаться в компетентности регистрирующих органов, лучше сформулировать так — а регистрировались ли КСП действительно?
Между тем, свидетельства о регистрации у КСП на руках есть.
А у юристов возникает еще один вопрос касательно существования КСК, конкретно — об учредителях кооператива.
В платежках перед названием, указано ПК КСК, или ПК КСП. О каком учредительстве в ПКСК («потребительском кооперативе собственников квартир») может идти речь, если отсутствует главный квалифицирующий признак — внесение паевых взносов?
Во-первых, КСК — «иная форма некоммерческих организаций» и по ГК и ЗРК «О некоммерческих организациях», они по сути не могут быть с буквой «П», то есть потребительскими.
Во-вторых, членство в КСК впрямую зависит от наличия/отсутствия индивидуальной (квартиры) собственности и неотделимой от нее доли в общей долевой собственности кондоминиума (кусков стены дома, крыши, лестницы, подвала и пр.). Так вот, состав собственников помещений в каждом доме в наше время очень переменчив. Чуть ли не еженедельно они могут меняться… Вы предполагаете, что каждый раз будут вноситься изменения в учредительные документы, когда гр-н Пупкин продал свою квартиру гр-ну Кацману, а тот (спекулянт), через две недели перепродал ее с наваром гр-ну Ушкемпирову!?
Вообще, в Степногорске есть только три КСК или КСП, кому как нравится. Это те, где зарегистрирован кондоминиум. Потому что как бы там и кем ни доказывалось, на каком уровне власти или существующей реальности, а от закона никуда не денешься. А по действующему закону Республики Казахстан от 16.04.1997 N 94-1″О ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЯХ», вопрос о регистрации всяческих кооперативов, рассматривается в главе №7, раздела №3, которая называется «Управление объектом кондоминиума». Пункт 2, статьи 44 этой главы перечисляет документы, необходимые для регистрации кооператива. Их четыре: заявление; протокол учредительного собрания собственников помещений в объекте кондоминиума; Устав кооператива собственников помещений (квартир); государственный акт о регистрации объекта кондоминиума.
Таким образом, наличие зарегистрированного кондоминиума для юридического существования организации, занимающейся обслуживанием жилого фонда, под названием КСК или КСП — вещь обязательная.
Но сколько ни анализируй текущее положение вещей, привлекая внимание компетентных органов, ситуация нисколько не меняется: жителям города и его управленцам не до соблюдения законодательства.
Если настойчиво расспрашивать председателей, обслуживающих жилой фонд организаций, почему они не регистрируют кондоминиумы, наличие которых позволит на законных основаниях распоряжаться подвалами и чердаками строения, те обычно отвечают, что сама процедура стоит огромных денег (техническая оценка здания), и «найти» их в кассе кооператива фактически нереально. Входит ли материальная помощь в понятие всесторонней помощи и содействия, которые должны оказывать местные исполнительные органы при создании кооперативов собственников помещений (часть 3, гл7, ст. 44, п. 3 закона о жилищных отношениях) — снова непонятно.
И вдогонку — повод погордиться собой и своим городом, в очередной раз обогнавшим республику по введенным в практику нормам, принятие которых еще только обсуждается парламентом республики. Мажилисмены второй раз спорят, обсуждая предложения по созданию жилищных инспекций и введению штрафов за протекающую крышу и грязные подвалы многоэтажек.
Как и другие депутатские поправки в жилищное законодательство, они в прошлом году были признаны антиконституционными. В их числе и инициатива парламентского комитета по социально-культурному развитию, предложившего еще одну поправку, которая обязывает открывать на каждый жилой дом текущий счет в коммерческих банках. Даже два счета — один текущий и один накопительный, куда жильцы будут перечислять средства на капитальный ремонт своих домов.
Они обсуждают, а у нас уже есть. Депутаты раздумывают: не слишком ли дорого содержать два счета в банках, не провоцирует ли это коррупцию в администрации кооперативов и не съест ли деньги инфляция? А степногорцы складывают туда деньги, наблюдают за галопирующей инфляцией и «радуются»…