Старые проблемы нового проекта трудового Кодекса - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+20 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Старые проблемы нового проекта трудового Кодекса

Старые проблемы нового проекта трудового Кодекса

Тема человеческого труда относится к разряду вечных. Однако на прошлой неделе возникло сразу несколько поводов вновь ее обсудить.

  • 5 Апреля 2004
  • 1083
Фото - Caravan.kz

Обсуждали за круглым столом, организованным вновь испеченной Конфедерацией труда при участии целого ряда других отраслевых ассоциаций, которые представляют интересы работодателей.
Основными «повестками дня» были: нелегальный сотрудник или скрытая занятость и/или безработица, нелегальная зарплата, двойная бухгалтерия, отсутствие надлежащих условий труда и необеспеченность безопасности. А также пути искоренения данных негативных моментов, разрешение проблем полуфеодальных, полурабских трудовых отношений.
Кроме того обсуждалось наличие теневого бизнеса и борьбы с ним. Честно говоря, сегодня даже правоохранительные органы никак не могут его победить. Однако, как выяснилось, этой проблемой занимаются и общественные организации.
В настоящий момент подготовлен законопроект трудового Кодекса. Документ, похоже, уже прошел общественную экспертизу и получил оценку. Законодательный документ изучали как работодатели, так и профсоюзные деятели. И оценка эта — как в картине известного художника: «…опять двойка!». По мнению многих, ничего нового и хорошего документ не дает, — в нем заключены старые положения, которые не улучшают положение ни работников, ни капиталистов­работодателей.
Уровень развития, на котором сегодня находится степень трудовых отношений, представителями профсоюзов характеризуется никак не иначе, чем рабские, — при всевластии работодателей. Однако и работодатели разбивают в критике первоосновы существующего трудового законодательства. По их словам, коль скоро правила пишутся министерством труда и соцзащиты населения, то и созданы они в интересах данного ведомства — для поборов, штрафов и взяток, благодаря изначально неисполнимым положениям. С целью эффективности борьбы профсоюз и капитал решил объединить свои усилия, чтобы отстаивать собственные интересы, но уже перед правительством.
Если прежде было принято считать, что антагонизм существует только между двумя участниками отношений — трудом и капиталом, то сегодня стало понятно, что в отношениях есть и третий участник — власть в лице правительства. Получается эдакий треугольный антагонизм.
Чтобы конкретнее вникнуть в данную тему, позволим себе привести некоторые цифры. По словам участвующего в семинаре Серика Туржанова, директора департамента малого бизнеса алматинского акимата, всего в Алматы работает без малого 70 тысяч субъектов малого бизнеса, из которых 20,5 тысяч — это индивидуальные предприниматели.
Общее количество занятых в реальном секторе экономки — малом бизнесе составляет около 945 тысяч человек.
Людей, занятых в непроизводственном секторе т.е. на госслужбе, насчитывается около 1 млн. 200 тысяч. При этом, по неофициальным расчетам, на рынках Алматы трудится порядка 700 тысяч человек. 70 — 80% из них — это женщины, которые нуждаются в социальной и правовой защите. В органах труда зарегистрировано около 7 тысяч безработных. А всего в Казахстане, уже по официальным данным, экономически активного и трудоспособного населения насчитывается около 7,5 млн. человек.
А в Алматы число проживающих приближается к 2 млн. человек при увеличивающихся темпах внутренней миграции. Часть коренных горожан уезжает за границу, а южную столицу покоряют жители депрессивных городов, либо иностранные граждане из Поднебесной, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и других стран.
По мнению директора департамента малого бизнеса, трудовое законодательство в отношении разграничения интересов сторон, необходимо разделить на четыре части: 1) иностранный работодатель в крупных компаниях, где трудятся местные граждане; 2) крупные местные работодатели и местные граждане; 3) владельцы среднего бизнеса и местные работники; 4) владельцы малого бизнеса и местных граждан.
Данное разграничение важно сделать потому, что действующее законодательство и предлагаемый проект Кодекса слепы и не различают интересов участников трудовых отношений. Как критически отметил Виктор Ямбаев, президент алматинской Ассоциации предпринимателей, законодательство не отличает форм собственности предприятий, однако именно они являются чуть ли не основными понятиями, через которые закон и регулирует все отношения.
К примеру, условия труда на каком­нибудь крупном комбинате или компании отличаются от условий труда в маленькой парикмахерской или бильярдной. Зато штрафные санкции применяются одинаковые. В результате тот штраф, который ударит ощутимо по малому бизнесу, станет почти незаметным для крупного.
Бизнес предлагается легализовать также при помощи нескольких законодательных проектов: это пресловутая легализация предпринимателей, а также легализация заработной платы. Высокие процентные ставки загоняют работодателей в тень. В результате бюджет не дополучает колоссальных денежных средств.
Серик Туржанов отметил, что в прошлом году правительство уже предпринимало шаги по легализации зарплаты, снизив социальный налог по регрессивной шкале с 20% до 7%. Совокупный средневзвешенный объем социального и подоходного налогов составляет 23-27%. По его мнению, данного шага недостаточно. Конвертируемую зарплату (т.е. зарплату в конверте) до сих пор платить выгодней, чем зарплату легальную. Почему малый и средний бизнес стремится уйти от уплаты налогов по той же зарплате?! Если здесь начнут выплачивать все налоги по зарплате, себестоимость и цена на конечную продукцию неминуемо возрастет, что ослабляет конкурентоспособность.
Снижать себестоимость за счет новых технологий пока не представляется возможным. Кроме того, недавно утвержденный Закон «Об инвестициях» также урезал целый ряд преимуществ и преференций для казахстанских производителей, которым де-факто приходится самим реинвестировать в собственное дело.
По мнению предпринимателей, с целью вывода малого и среднего бизнеса из теней социальный налог для работодателей необходимо сократить до 7%. Сокращение процентной ставки «выведет на свет» и за счет большого количества легализованных налогоплательщиков начнет пополняться госбюджет. По некоторым расчетам, госказна получит дополнительные 1­1,5 миллиарда долларов.
Легализация зарплаты приведет к проявлению скрытой занятости, нормализации трудовых отношений, увеличит отчисления в пенсионные фонды, поможет разрешить целый ряд социальных вопросов, статистика начнет показывать более реальные цифры, улучшится отчетность.
Один из важных и даже острых вопросов сегодняшнего дня — это подготовка профессиональных кадров. Безработица, в том числе связана не только с отсутствием рабочих мест, но также и с тем, что вузы готовят специалистов, которые не имеют спроса на рынке труда и, к сожалению, остаются не востребованными из­за дефицита рабочих мест.
Во-первых, как известно, на данный момент времени есть очень много юристов, экономистов и т.д., а требуются сотрудники управленческих (менеджерских), рабочих и иных специальностей. Отучившись несколько лет беловоротничковой профессии, брать лопату или баранку в руки захочет не каждый.
При этом получается также и то, что после института в любом случае придется переучиваться. Во­вторых, молодежь, как правило, больше хочет стать чиновниками, нежели бизнесменами. А для этого нужны связи и деньги. Должности, как известно, не даются даром. Но это уже отдельная тема, связанная с реформой концепции образования, которая сегодня проводится правительством.
Кроме сокращения обозначенных налоговых ставок, департамент малого бизнеса предлагает оптимизировать, усовершенствовать налоговое администрирование и сократить расходы по налоговой отчетности.
По данным, предоставленным налоговым комитетом, минюстом и агентством по статистике, в 2003 году алматинские предприятия в совокупности только за процедуру по налоговому администрированию (налоговые бланки, зарплата бухгалтеров, водителей, бензин), а не самих налогов, выплатили около 800 млн. долларов — эта цена налогового администрирования. Вместо того, чтобы пустить эти деньги на развитие, на реинвестиции, на подготовку кадров, правительство в лице минфина вымывает эти средства у предприятий.
Участники отметили, что минтруда и социальной защиты в основном занимается проблемами незащищенных слоев населения (старых, немощных, инвалидов), упуская при этом вопросы экономически активного здорового населения, которые собственно и обеспечивают источники финансирования для социальноуязвимых граждан.
В данном случае подразумевается, что правительству следовало бы адекватнее оценивать реальное положение дел.
Обсуждая проблемы трудовых отношений, участники неминуемо подняли вопрос о роли профсоюзов в сегодняшнем быстроменяющемся мире.
Безусловно, признается положение о представлении интересов работников перед работодателем через профсоюзы. Очевидно также и то, что профсоюзы должны создаваться «снизу», а не «сверху». Если они создаются «сверху», это означает принуждение. С другой стороны на сегодняшнем этапе развития истории, как правило, редкий профсоюз сможет реально отстоять права работников перед администрацией предприятия.
По мнению Виктора Ямбаева, по большому счету, ни у профсоюзов, ни у общественных бизнес­организаций нет достаточных прав. А эти права должны быть равными. К примеру, профсоюз должен обладать правом на забастовки. Чего у него нет. Президент алматинской Ассоциации предпринимателей посетовал на то, что при создании законопроектов чиновники из минтруда не прислушиваются к общественному мнению ни работодателей, ни профсоюзов. Таким образом, он настойчиво предлагает пропускать законодательные документы через общественную экспертизу.
Без общественной экспертизы в законе отражается интерес класса чиновников, которые создают заведомо нереальные и трудно исполнимые положения, за которые можно наложить штраф или вымогать взятку. Следовательно, интересы бюрократии, как правило, не совпадают с интересами других общественных классов. Об этом нам говорит любой учебник по политологии.
Основным девизом прошедшего круглого стола, стал лозунг о развитии трипартизма или социального партнерства — об участии общества в свершении собственной судьбы — принятии, касающихся его законов, нормативов, положений и т.д., чтобы они были эффективными и адекватными. А также в умении пользоваться своими правами.
Конфедерация труда РК выросла из Конфедерации свободных профсоюзов РК, которую возглавлял Леонид Соломин. Конфедерация труда, по его словам, выросла и окрепла, — включила в себя еще больше профсоюзов для того, чтобы «стать еще более мощным кулаком». В новой организации Леонид Соломин уступил свое место депутату Серику Абдрахманову и стал уже вторым человеком. Депутата пригласили с целью лоббирования интересов в законодательном органе — как известного и авторитетного человека.
Исходя из умонастроений участников прошедшего круглого стола, можно сделать вывод: борьба против кондового трудового законодательства сплачивает сегодня труд и капитал, между которым всегда существовал и будет существовать непримиримый антагонизм.
Общественные бизнес­организации и профсоюзное движение договариваются о совместных действиях при отстаивании интересов перед властью.
А данное слияние может сегодня послужить не плохой предвыборной платформой для борьбы за кресла в парламенте.
К тому же сами участники круглого стола не скрывали того, что для отстаивания своих интересов они готовы обращаться как к депутатам, так и к правительственным чинам.

Электронный адрес автора peternnp@yahoo.com