Старая песня о главном - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Старая песня о главном

Старая песня о главном

Чего-чего, а нефти у нас хватает. Даже если учесть прогнозы, что, при нынешних скоростях добычи этой самой нефти хватит максимум лет на 40-50.

  • 9 Декабря 2003
  • 1033
Фото - Caravan.kz

На одно поколение должно хватить.
Следуя этой логике, можно было бы предположить, что бензин, дизтопливо и мазут — производные нефти, -продаются на внутреннем рынке Казахстана по бросовым ценам. Однако законы логики для нашей страны — неактуальны. У нас все по-своему. По-особенному.
На предыдущей неделе главный банкир страны прямо заявил о смещении акцентов в оценке экономической ситуации в стране. Если, пару месяцев назад Григорий Марченко называл расценки на овощи и фрукты основным индикатором рынка, по которому можно ориентироваться, когда строишь планы на будущее, то сегодня, в прогнозные дела вмешался новый фактор, такой как нерегулируемый подъем цен на ГСМ. Из-за него главный банкир не исключает возможности повышения ставки рефинансирования, со всеми вытекающими последствиями.
Ситуация достаточно анекдотичная сама по себе, чтобы к ней добавлять какие-либо комментарии. Однако, судите сами.
Производитель ГСМ, фактический монополист, подал в суд на антимонопольное агентство. Просто таки чудесный прецедент — иск компании «ПетроКазахстан» (в прошлом «Харрикейн» — ураган). Так сказать имитация правового государства в действии. Г-н Джандосов поприжал монополиста, тот обиделся и, в установленном законом порядке, обратился в суд. Все как полагается.
При этом, на минувшей неделе антимонопольное агентство вновь разносили за недостаточную работу с монополистами (читай — недостаточный прессинг). Как заявил Григорий Марченко, в том же достопамятном интервью: «Свою часть работы мы обязательно сделаем, как Нацбанк. Но в этом должны все участвовать — и правительство, и антимонопольное ведомство и местные власти».
Относительно правительственных инициатив в области сдерживания гонки цен на ГСМ можно сказать многое. Но все сводится к одному — нежеланию, или неадекватности позиции правительства тем реалиям, которые диктуют ГСМ-производители.
Правительством страны, незадолго до начала уборочной, принималось достопамятное постановление №843 об ограничении вывоза дизтоплива. Затем из состояния спячки (читай планового ремонта), властной рукой был выведен Павлодарский НПЗ. Кроме того, в приказном порядке за каждым из трех казахстанских НПЗ были закреплены регионы, которые те были обязаны обслуживать.
Кроме того, о чем было сказано выше, антимонопольное ведомство, точнее Ораз Джандосов, предпринял попытку разового контроля над казахстанскими НПЗ. В результате чего и возник судебный процесс.
И что это дало? Однако, снова прецедент. На этот раз из категории небывальщины. На этот раз целый Аким Южно-Казахстанской области попросил монополиста ГСМ (снова «ПетроКазахстан») поставлять в область побольше бензина. Дескать, того, что поставляется, на область не хватает, в результате чего взвинчиваются цены.
А они, то есть цены, растут не по дням, а по часам. Причем рывками.
В прессе неоднократно делались попытки анализа цен. Проще сказать, что делаются они постоянно. На страницах печатных изданий и с экранов телевизоров озвучиваются версии причин подорожания.
Одной из наиболее муссируемых версий, стал сговор розничных продавцов нефтепродуктов, с целью повышения цен. Что ж, возможно, вполне возможно.
Понятно, что поддержание в народе таковой идеи выгодно монополистам ГСМ-производства. Так сказать отвлечение огня на другой объект. И, ничто в этом мире даром не деется. А расценки на услуги СМИ-информации каждый желающий может получить даром.
Кстати, на дрожжах вышеуказанной байки о сговоре розничных продавцов ГСМ (автозаправок), в ноябре текущего года возникла еще одна. И снова отличилась Южно-Казахстанская область. Тамошние власти создали комиссию по стабилизации цен, а правоохранительные органы провели расследование на сей предмет.
Естественно, что результаты работы комиссии и следователей не особо различаются. Сговора между розничными реализаторами не обнаружено, а причиной повышения цен названа недельная постановка на ремонт Шымкентского завода, по инициативе Министерства энергетики.
Но, основная версия повышения цен, и это, наверное, неудивительно — монополисты нашей страны в сфере производства ГСМ целенаправленно ведут политику повышения цен, для того, чтобы добрать незаработанные из-за правительственных запретов на экспорт деньги. Эту версию озвучил Вице-Премьер страны Сауат Мынбаев на заседании мажилиса еще два месяца назад. Дескать, властные структуры также реагируют на ситуацию.
Министр энергетики Владимир Школьник вторил господину Мынбаеву, сказав, что за прошедшие месяцы текущего года в стране выработано процентов на 20 больше бензина и дизтоплива, чем в предыдущем. При этом порядка 30% нефтепродуктов в Казахстан завозится из России. На этом основании делается вывод, что на повышение цен в нашей стране повлияла динамика цен у северных соседей. В принципе, для северных регионов Казахстана — это актуально. Но, дамы и господа. Владимир Школьник утверждает, что в июле-августе в России цена нефти повысилась с $90-100 до $135-140 за тонну. Госкомстат северных соседей констатировал в октябре повышение цен на ГСМ от 1,2% до 3,8%. В общем можно говорить о повышении российских цен на ГСМ за последние полгода на 35-40%. В то время как у нас это подорожание перешагнуло через 90%! Какое такое влияние российских цен!? Это влияние больше похоже на насморк, чем на смертельную, быстро прогрессирующую болезнь.
Опять-таки собратья по перу неоднократно предполагали, что за этой неспособностью власти справиться с финтами монополистов, скрывается прочный союз нефтепереработчика с правительственными чиновниками. Однако, ни одного факта порочащего кого-то конкретно, в прессе заявлено не было. Ни один Иван Иванович Пупкин на скамью подсудимых не сел.
Да и правоохранительные органы, по этому поводу, хранят упорное молчание.
Естественно, что подорожание ГСМ тянет за собой все остальные отрасли экономики. Вслед за бензином дорожает все. Вплоть до хлеба, мяса и муки. Бензиновый диктат автоматически взвинчивает цены на стратегические товары — товары первой необходимости. Следом тепло, электричество, вода и все, все, все. И апогеем является то, о чем пророчествует Григорий Марченко.
На этом фоне, уже не смешно, а вполне по-жизненному, выглядит просьба южно-казахстанского акима к монополисту, оставлять в области побольше ГСМ, а то — не хватает и цены растут.
Кто виноват? Как вариант можно рассмотреть попустительство власти по отношению к инвесторам, взлелеянную десятилетием независимости терпимость к проделкам иностранцев, просто любовь местного чиновного люда к монополистам.
Результат налицо. Монополисты расставаться со своими позициями диктаторов рынка ГСМ, не хотят.
И, на сладкое. Не так давно, около месяца назад в прессе прошла информация о том, что казахстанские ученые разработали недорогой и эффективный способ переработки нефти. Лицензия на его внедрение уже продана одному из китайских предприятий. И, ведутся переговоры о внедрении новшества на одном из казахстанских НПЗ. Может хоть это ноу-хау, снизив стоимость переработки нефти, сможет хоть как-то повлиять на аппетиты монополистов. А то похоже, что другой управы на них в нашей стране просто нет.