Станет ли лизинг прибыльным - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Станет ли лизинг прибыльным

Станет ли лизинг прибыльным

Недавно в одном журнале была опубликована статья, носящая явно рекламный характер: "Лизинг - лучше, чем аренда, выгоднее, чем кредит".

  • 26 Июня 2003
  • 1584
Фото - Caravan.kz

На первый взгляд, казалось бы, сказочные условия, которые, как минимум, должны вызвать бум, бурное развитие и рост лизинговых операций.
Однако, как отметила Ляззат Асабаева, президент компании «БТА-Лизинг», большого всплеска не произошло.
Первоначально, у бизнеса есть большой спрос на лизинг. Однако, по мнению не только самих лизинговых компаний, но также и бизнесменов, существующие условия и правила обращения к лизинговым услугам тормозят очень многое. В результате, этот сегмент рынка находится в весьма малоразвитом состоянии. В конечном итоге, стало почти одинаковым по сложности приобретение как кредита, так и лизингового оборудования. Хотя считается, что у кредита достаточно тяжелые условия возврата.
Благодаря этому казахстанский лизинг получил такое слабое развитие. Проанализировав деятельность лизинговых компаний, Серик Туржанов, начальник департамента малого, среднего бизнеса акимата г. Алматы, сделал вывод о том, что кроме всего прочего, процентная ставка по лизингу слишком высока. Лизинговые компании приобретают банковские кредитные ресурсы примерно по 14%. Своим клиентам эти же ресурсы они отдают по 18-22%.
В Казахстане кредитные банковские ресурсы дороги благодаря Нацбанковской политике, когда за выдаваемый кредит банкирам приходится закладывать аналогичную по размерам сумму, что и поднимает стоимость банковского продукта.
С другой стороны, государству, в первую очередь, выгодно развивать сферу лизинга, потому что ему самому становится не по силам обновлять промышленную базу. Тем более, если это можно сделать за счет частного капитала. Благодаря развитию лизинга могут появиться новые формы технологий, промышленности, бизнеса, информации и т.д.
Все было бы хорошо, да вот только казахстанские чиновники чрезвычайно консервативны в отношении принятия каких-либо изменений в законодательство, пусть даже в лучшую сторону. Если, конечно, как говорят предприниматели, закон не принимается в честь чьего-либо дня рождения или юбилея, и обильно не лоббируется или финансируется его принятие. Сегодня это такая оригинальная форма подарка на день рождения — забавы новых крутых.
Соответственно, на взгляд, как предпринимателей, так и лизингодателей и банков как основных доноров лизинговых организаций, законодательство, регулирующее данную сферу, необходимо реформировать самым серьезным образом.
В этом году парламентариями запланировано, как минимум, рассмотреть поправки к законодательству, которое регулирует лизинг. Вполне возможно, что разрабатываемые поправки и утвердят. Сегодня идет большая межведомственная работа по реформированию лизингового законодательства, в которой принимают участие не только государственные учреждения — Минсельхоз, Минфин, Нацбанк, Минэкономики, Министерство бюджетного планирования, парламентский комитет по экономической реформе, государственная лизинговая компания «Казагрофинанс», но также и частные структуры, в число которых входят и Ассоциация финансистов, лизингодатели.
По оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), емкость казахстанского рынка лизинговых услуг могла бы исчисляться ежегодно полу миллиардом долларов. Однако, как показывает практика, обороты не дотягивают и до десятой его части. Общий объем портфеля двух крупнейших в стране лизинговых компаний — «БТА Лизинг» и «Халык-Лизинг» — за три года их деятельности, составил всего $30 млн., $20 млн. из которых принадлежат «Халык-Лизингу».
На первый взгляд возникает вопрос, почему не используется в полной мере данный ресурс. Ведь у лизинговых компаний есть ряд преимуществ перед банками, к примеру, первым не нужно обеспечивать провизии по кредитам, отсутствует лимит на каждого заемщика, залогом выступает приобретаемое в лизинг оборудование. А процентная ставка, казалось бы меньше по размеру, чем банковская кредитная.
По мнению Василия Королева, руководителя компании «ТрансАл», при всем при этом прибегать к лизинговым услугам все равно не выгодно благодаря тому, что посредниками выступают те же банки. А только лишь банки, как указано выше, сегодня и являются учредителями лизинговых компаний.
Тяжесть лизинга также обусловлена большими налоговыми нагрузками. На взгляд Петра Потапова, генерального директора ОАО «Вита», приобретая оборудование в лизинг, в казну приходится выплачивать 16% НДС, а это складывается в чрезвычайно крупные суммы. К примеру, потратив $5 млн. на оборудование, что является вполне привычным, государству придется отдать $800 тыс., не говоря уже про остальные обязательные платежи в бюджет, которые способны пустить по ветру любое крепкое хозяйство.
Для того, чтобы добиться налоговых преференций, необходимо заплатить большие деньги «Казинвесту».
При этом не известно, окупится ли это оборудование, будет ли раскупаться продукция, однако деньги надо заплатить сразу.
По мнению Эрлана Каржаубаева, руководителя «Халык-Лизинг», один из основных недостатков казахстанской налоговой системы заключается в том, что она признает за бизнесом крайне малое число расходных статей, а это очень чувствительно отражается на бюджетах компаний. Господин Каржаубаев также входит в рабочую группу по разработке проекта поправок к законодательству, регулирующего сферу лизинга.
Как раз именно амортизация является одним из основных стимулов развития данной инвестиционной деятельности. Особое развитие лизинг получил в странах Европы в 50-х годах прошлого столетия, благодаря введению низкого коэффициента амортизации в целях эффективного налогообложения.
Специалисты отмечают повышение темпов развития лизинга в России, когда коэффициент амортизации снизили до трех. К примеру, в казахстанском законодательстве отсутствуют льготы на амортизацию лизингового имущества, что значительно снижает экономическую эффективность лизинга, по сравнению с другими формами приобретения имущества. К тому же государство признает высокий коэффициент и долгий срок амортизации — 80%, которые растягиваются на 10-15 лет.
Кроме того, в России пошли другим путем. В отличие от казахстанской практики, там лизинговые компании созданы при местной власти, т.е. их учредило само государство. На селе, в лизинг предоставляют не только дорогущее оборудование типа комбайна, по лендлизу отдают коров, свиней, кур и т.д. Инфраструктура начала подниматься благодаря своей доступности. В некоторых селах денежной единицей служат предметы натурального хозяйства. Таким образом, село застраховано от различного рода дефолтов и «черных вторников».
По мнению Серика Туржанова, в Казахстане самому государству необходимо было бы организовывать лизинговые компании при местных властях. Но этот административный ресурс, к сожалению, пока не используется. А благодаря этому можно было бы создавать и новые рабочие места, о которых так много говорят с высоких трибун.
Для экономической эффективности срок износа необходимо сократить до 3-4 лет. В некоторых странах Запада с развитой рыночной экономикой, приобретение услуг по лизингу в налоговом законодательстве признается расходной статьей предприятия, и, соответственно, налогообложению не подлежит. В Казахстане же все эти услуги облагаются налогами, что является ошибочным.
Препятствие на пути развития лизинга кроется также в порядке перехода права собственности по приобретаемому оборудованию.
По закону, право собственности от лизингодателя к лизингополучателю переходит после того, когда будет полностью выплачена сумма за объект лизинга. Рано или поздно, оборудование переходит к лизингополучателю, однако из-за долгого периода амортизации предприниматель не может проводить с ним никакие юридические операции, к примеру, отдать в залог. Получается, что ты вроде бы уже владеешь имуществом, но оно тебе еще не принадлежит.
В случае сокращения периода амортизации, этот вопрос решился бы намного быстрее. Иногда предприниматели могли бы рассчитаться с лизингодателями намного быстрее установленного срока, однако это не дает сделать закон.
Кроме того, в законодательстве нет четкого единого понятия амортизации и износа. К примеру, налоговый инспектор трактует одинаково «срок полезной службы» и «срок амортизации». Хотя в законодательстве нет понятия «срока полезной службы». В данном случае приоритет по сравнению с другими законами имеет именно Кодекс, в данном случае, налоговый.
Что такое лизинг по-казахстански? Может показаться, что данный вопрос ставится с претензией на уникальность.
Ответ кроется в наличии некоей разницы между общемировой и местной практикой по степени развития. А пресловутая «уникальность» обусловлена, скорее всего, недоразвитостью.
Во-первых, несмотря на то, что общемировая практика насчитывает более 50 видов лизинга, местное законодательство признает только один — финансовый.
Во-вторых, как правило, в странах, где лизинг развит, им занимаются не только банковские дочерние структуры, как это принято в Казахстане, но также и другие специализированные организации.
Западный лизинг — это узко профильное направление. А некая универсальность, всеобъемлемость ушла в прошлое. К примеру, на западе есть лизинговые компании, которые занимаются финансированием исключительно узконаправленно по отраслям, к примеру, сельскохозяйственные комбайны, автотранспорт, рулетки для казино и т.д. и т.п.
Казахстанская же практика сводится к тому, что лизинговых компаний здесь не много, все их головные офисы находятся в южной столице, почти все они являются банковскими «дочками», а лизинговое оборудование поставляют туда, где сулят твердую выгоду. Начался казахстанский лизинг в 2001 году.
Сегодня процентная ставка по лизингу находится в диапазоне, начиная с фактической в 11-14%, и заканчивая 20-25% годовых на период в 3-4-6 лет. «Халык-Лизинг» предлагает эту услугу за 18% годовых на этот же период. Бывает, что период выплаты увеличен и до 6 лет. Однако, по мнению предпринимателей, такие условия являются доступными не для всех. В некоторых лизинговых компаниях нижний предел суммы финансирования составляет $50 тысяч.
Данную сферу регулируют Законы «О финансовом лизинге», «О государственной поддержке инвестиций», «Об иностранных инвестициях», а также Налоговый, Таможенный и Гражданский кодексы.
Предметом лизинга могут быть любые вещи, в число которых входит здания, движимое и недвижимое имущество, различные сооружения, оборудование. Предметом лизинга НЕ МОГУТ выступать ценные бумаги, земельные, природные ресурсы.
Эрлан Каржаубаев сказал, что финансировать здания и сооружения крайне не выгодно из-за 20-летнего периода амортизации.
Как правило, лизинговые компании любят работать с транспортными средствами, оборудованием, так как они являются наиболее ликвидными. Самая большая льгота, которую могут предоставлять лизинговые компании, в основном, касаются отсрочки по платежам.
По словам главы «Халык-Лизинг», поправки, которые сегодня разрабатываются и пытаются внести в законодательство, регулирующее сферу лизинга, строятся, в основном, с учетом клиентов.
Честно говоря, иное себе трудно представить, потому что, если эти интересы не будут учтены, лизинг будет обречен на крайне медленное развитие.
Лизинг — это, по большому счету, обновление и приобретение необходимого оборудования с рассрочкой по уплате и процентной ставкой вознаграждения для лизингодателя. В Республике, лизинг как аренда не практикуется, хотя иногда эти понятия смешивают.
Обновление основных производственных фондов является чрезвычайно важным для Казахстана, потому что местные производственные мощности, по большей части, работают со времен «царя гороха», и, следовательно, израсходовали свой ресурс.