Станет ли авария на КТК в Черном море катастрофой для Казахстана - эксперт - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Станет ли авария на КТК в Черном море катастрофой для Казахстана - эксперт

Станет ли авария на КТК в Черном море катастрофой для Казахстана - эксперт

В результате сильного шторма в Черном море пострадала трубопроводная система Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которая обеспечивает доставку более двух третей всей экспортной нефти Казахстана поставщикам.

  • 25 Марта 2022
  • 2179
Фото - Caravan.kz

О повреждении трубопровода говорится в сообщении компании.

Сейчас погрузка нефти на терминале КТК полностью остановлена. И Минэнерго прорабатывает альтернативные маршруты транспортировки нефти, передает Caravan.kz.

Специалисты компании уточнили, что речь идет о критических повреждениях двух выносных причальных устройств (ВПУ), которые позволяют безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях. Всего морской терминал КТК оснащен тремя ВПУ. В связи с нештатной ситуацией и проблемой поставки новых запчастей, сложившейся на современном рынке, руководство КТК предупредило о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое (!) от заявок грузоотправителей.  

По словам замминистра энергетики России Павла Сорокина, ремонт двух поврежденных ВПУ может занять 1,5-2 месяца, что вызовет выпадение экспорта нефти в объеме около одного миллиона баррелей в сутки. Это немало. А ведущий аналитик российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что сокращение отгрузок нефти по системе КТК усугубит существующий дефицит на рынке, а мировые цены на сырье могут подскочить до рекордных 150 долларов за баррель. С одной стороны, для нас это, казалось бы, неплохо. Но имеется и вторая сторона медали. Так, эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов уверен, что ситуация с КТК станет проблемой не столько для мирового рынка, сколько для поставщика. Дело в том, что, отметил он: "По КТК транспортируется нефть, добываемая в Казахстане, в том числе на месторождениях Тенгиз, Кашаган и Карачаганак". А это значит, что не только грузополучатели не получат свой груз, но и мы не сможем его отправить и получить, соответственно, за него деньги, пусть бы баррель и стал стоить 150 долларов. Ну, а "Масштаб проблемы для нефтяного рынка преувеличивать не стоит. Нефтяной рынок начал "привыкать" к усилившимся геополитическим рискам, из-за чего недопоставки нефти из Казахстана все же не окажут серьезного влияния на цены", — заключил Родионов.

К сожалению, именно казахстанские поставщики отправляют через КТК львиную долю нефти. Так, за 2021 год консорциум отгрузил через свой морской терминал в Черном море 60,7 миллиона тонн нефти. Доля казахстанских грузоотправителей составила 53 миллиона тонн, и только 7,7 миллиона тонн поступили с территории России.

В числе совладельцев консорциума — такие нефтегазовые компании, как "Транснефть", "Роснефть", "Лукойл", "КазМунайГаз", Chevron, Mobil, Shell, Eni и другие. В Казахстане незаконный вылов рыбы фактически приравняли к убийству человека

Свое мнение корреспонденту медиапортала Caravan.kz высказал экономист Сергей Гришин.

 — Казахстанцев в первую очередь интересует вопрос – подешевеет ли в связи с аварией бензин на внутреннем рынке. Это очень вероятно. По логике вещей, нефтехранилища, скорее всего, будут переполнены, и их нужно будет освобождать под вновь добытую нефть. НПЗ, соответственно, увеличат переработку нефти — и может образоваться перепроизводство ГСМ. Логично предположить, что цена на ГСМ снизится. Если, конечно, на установившихся сейчас ценах не станут настаивать производители по тем или иным причинам. Но все же думается, что избыток нефтепродуктов сделает свое дело, и казахстанцы хотя бы на время могут получить возможность покупать подешевевший бензин. Что в свою очередь благотворно отразится на восстановлении внутреннего рынка других товаров и услуг. Если, конечно, как говорится, в ритме вальса не нарисуются те самые альтернативные маршруты транспортировки, над которыми сейчас работает Минэнерго. Как мы видим, даже в минусах можно найти плюсы и наоборот.