История появления памятника уходит корнями в «темные времена». Местные жители утверждают, что монумент поставили по собственной инициативе к юбилею вождя в 1948 году (тогда Сталину отмечали 70 лет). Однако историки утверждают, что Сталин при жизни не разрешал ставить себе памятников. И подобная инициатива могла воплотиться только где-нибудь в 1953-64 гг.
Впрочем, те же историки допускают, что в «глухих далеких деревнях, аулах и стойбищах», (к разряду которых Старый Икан некоторым образом относится и до сих пор), вполне возможно, памятники вождю народов устанавливали даже раньше, при жизни «Самого». Правда, делалось это как бы «неофициально».
Но если точная дата установки памятника остается довольно спорной, то практически точно известно, когда официальные власти пытались снести памятник. А местные жители этого сделать НЕ ДАЛИ.
И хотя документальных подтверждений этим фактам тоже нет, но само существование изваяния является лучшим доказательством правдивости событий.
Итак, по свидетельству селян, отстаивать памятник им приходилось дважды. Первый раз после развенчания культа личности в 1964 году. В село приехал бульдозер, нацелился на Вождя. Староиканцы живой стеной стали вокруг постамента, и день и ночь держали оборону в течение трех суток. Приезжали делегаты из райкома и обкома. Уговаривали и грозились.
Но селяне ни на шаг не отступили.
Тогда власти провели в поселке новую дорогу, и скульптура «Вождя», прежде стоявшая в центре поселка, оказалась как бы на отшибе. Таким образом, инцидент вроде был исчерпан.
Второй раз на скульптуру нацелились уже в годы перестройки, в конце 80-х. Ситуация повторилась. Как отмечают селяне, «демократов-перестройщиков» отогнать от памятника было гораздо легче — за день управились.
А потом наступил расцвет капитализма… Дошел он и до Старого Икана. Семья Ахмедовых, местные жители, выкупила участок земли, на котором возведен памятник Сталину — «чтобы никто его уже больше не трогал!».
Так Сталин, посвятивший всю свою жизнь борьбе с частной собственностью и кулачеством, оказался под надежной защитой землевладельца-частника. Селяне до сих пор ухаживают и облагораживают памятник — учат своих детей бережно относиться к истории, гордиться подвигом своих отцов и дедов.