С 14 по 15 мая этого года в Астане проходит очередной раунд мирных переговоров по Сирии. В них принимают участие делегации стран-гарантов — России, Турции и Ирана, а также правительства Сирии и сирийской вооруженной оппозиции.
Примечательно, что наблюдателями в этот раз выступают делегация ООН под руководством спецпосланника генерального секретаря ООН по Сирии Стаффана де Мистуры и делегация Иордании. В то время, как сторона США отказалась принимать участие в переговорах, хотя ранее была представлена на всех восьми предыдущих раундах.
Именно отказ США без каких-либо объяснений причин и стал одной из главных тем для обсуждения в мировом информационном пространстве. Например, специальный представитель президента РФ по Сирии Александр ЛАВРЕНТЬЕВ уже заявил, что разочарован отказом американской стороны и их желанием «выработать какие-то сценарии за спиной как у сирийского правительства, так и у международного сообщества».
Дабы узнать, что происходит на самом деле, и попытаться понять, почему США проигнорировали девятый раунд Астанинского процесса по Сирии, корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к казахстанскому политологу, специализирующемуся на вопросах Центральной Азии и Ближнего Востока, Исламу КУРАЕВУ.
— По каким причинам США проигнорировали девятый раунд астанинских переговоров?
— Стоит обратить внимание на тот факт, что у США в первую очередь не самые лучшие отношения с гарантами Астанинского процесса (Россия, Турция, Иран). Далее прослеживалось, что на Западе не раз были заявления о неэффективности переговоров в Астане. Из-за альтернативы, которая была создана в Казахстане, закрылся процесс в Женеве, который так или иначе был создан по инициативе США. Фактически, если говорить, почему Вашингтон отказался, достаточно вспомнить эту хронологию и понять, что, приняв участие в Астанинском процессе, США продемонстрируют свою неэффективность в разрешении сирийского вопроса и, конечно же, провал своей дипломатической кампании в данном направлении.
— В начале этого года госдеп США заявил о неэффективности переговоров в Астане, связано ли это заявление с происшедшим событием?
— Мне уже не раз приходилось говорить об обратном, но, видимо, в Белом доме видят эту ситуацию иначе. Опять же, при непосредственном участии Астаны был согласован ряд вопросов по Сирии. Множество договоренностей позволили придать сторонам маневренность, а также сохранить тысячи жизней. Не исключаю того факта, что Турция напрямую обсуждала кулуарные вопросы с Вашингтоном, особенно вопрос, связанный с Африном. Следовательно, так или иначе Вашингтон задействован в самом процессе.
— Если бы Америка принимала участие в астанинских переговорах не в качестве наблюдателей, а как полноценный участник, то как это могло повлиять на ситуацию? Сделало бы это Астанинский процесс ещё более эффективным?
— Безусловно, США — важный игрок в сирийской войне, особенно если учитывать, что все курдские военные формирования напрямую курируются Вашингтоном. Да и вообще, если бы РФ и США могли сесть за стол переговоров, то можно было бы решить вопрос без всяких площадок. Поэтому, если рассматривать приглашение Вашингтона, это некий жест доброй воли, типа «мы знаем и уважаем вашу силу, присоединяйтесь, решим».
— Как отказ США от участия в переговорах в качестве наблюдателя может отразиться на Астанинском процессе и принимаемых там решениях?
— Абсолютно никак, так как наблюдатель не участвует в прениях и принятии решений, только физическое присутствие и не более того, которое в свою очередь выгодно прежде всего США.
— Продолжит ли американская сторона игнорировать переговоры, проходящие в Астане, в будущем?
— Безусловно, это будет даже в том случае, если США потерпят полное поражение в сирийской войне. Тут уже вопрос принципов и внешнеполитического курса страны, они чисто психологически не могут воспринимать кого-либо ещё, так как за последние лет 27 все решения принимались исключительно после одобрения дядюшки Сэма. Следовательно, процесс будет игнорироваться и встречать постоянную критику.
— Женевские переговоры зашли в тупик, США не приехали на астанинский процесс, чего ждать дальше? Как сложившаяся ситуация отразится на Сирии в целом?
— По своей сути Женеву и Астану нельзя сравнивать, ведь в Женеве собирали только оппозицию, а в Астане за стол переговоров сели не только силы оппозиции, но и правительство страны. А самое главное — практически всю оппозицию курирует Турция, и влияние США распространяется только на курдские военные формирования, которые также имеют огромную силу. Если Астана привлечёт хотя бы локальные курдские силы, будет очень хорошо. Но вопрос, думаю, усложняет тот факт, что Турция будет интерпретировать это в следующей форме, что они не сядут за стол переговоров с террористами.
На мой взгляд, сам Астанинский процесс уже выполнил свою миссию. Но не исключаю того факта, что площадку оставят для координации военных действий на севере Сирии. И обсудить последние фазы эвакуации оппозиции с юга Дамаска. Как мне кажется, наступательные операции против курдов начнут осуществлять именно силы сирийской оппозиции совместно со сторонниками Асада. Фактически после девятого раунда мы точно поймем, в каком направлении будет двигаться весь процесс в Сирии.