Непрекращающиеся дожди уже привели к подтоплению северных, низинных районов Алматы. В южных же все более актуальной становится угроза оползней и селей. Все это дает серьезные основания обратить внимание на состояние селезащиты южного и юго-восточного региона республики.
Вокруг Алматы, как известно, уже двадцать лет назад создана система селезащитных сооружений, в том числе и уникальных, как плотина на Медео и на Большой Алматинке. Но эксперты подчеркивают актуальность угрозы селей не только для бывшей столицы страны, но и
для целого ряда населенных пунктов республики с общим населением около пяти миллионов человек. Кроме того, известный казахстанский специалист Анатолий Деговец обращает внимание на существование различных по своему происхождению селей. То, что для непосвященных отходит на второй план внимания для экспертов является принципиальным: сели бывают ливневые, гляциальные (то есть вызванные таянием ледников) и сейсмогенные, порожденные землетрясениями. Что до селей первого и второго типа, то южные города страны — Алматы, Иссык, Талгар, Текели — защищены от них нормально. Но на счет угрозы селей, вызванных землетрясением, этого сказать нельзя.
А именно сели этого происхождения были самыми разрушительными на территории Казахстана за период системных наблюдений на протяжении по крайней мере последних ста пятидесяти лет. Это касается и известного селя 1887 года, следы которого в виде огромных камней до сих пор встречаются даже в старом центре Алматы.
Как ни парадоксально, но, по словам Анатолия Деговца, опасность этих катаклизмов не учитывалась при возведении селезащитных сооружений. Эксперт, уже не раз пытавшийся привлечь внимание к этой теме, приводит свой традиционный аргумент: известные плотины вокруг Алматы рассчитаны на задержание селей с объемом выносов до 8 — 12,5 млн кубометров, в то время как известны сейсмогенные сели с объемом грязекаменной массы до 10 — 25 млн кубометров.
Жизнь в условиях постоянной угрозы мощного землетрясения сделала алматинцев в значительной мере фаталистами. Что, может быть, хорошо с точки зрения социальной психологии, так как не дает обществу находиться в состоянии постоянного стресса, но очень плохо с позиции безопасности. Ни население, ни власти толком не заботятся даже о сейсмоусилении жилищ, не говоря уж о плотинах. Между тем эти угрозы вполне реальны и чреваты крайне тяжелыми последствиями.
Что же делать? Понятно, что от землетрясений застраховаться нельзя, а провести масштабные работы по усилению гигантских плотин юга Казахстана ни один местный бюджет себе позволить не может. Да и возможности государственного бюджета на это направлены не будут. Но все не безнадежно, считает эксперт: г-н Деговец предлагает способ усиления плотин, не только не требующий больших инвестиций, но и способный сам принести определенную экономическую пользу. Суть его в том, чтобы карьерным способом увеличивать объем существующих селехранилищ, то есть тех емкостей перед плотиной, в которых накапливается вода и грязекаменная масса при селе. Попросту говоря, надо сделать более глубокими ямы, существующие возле плотин, для чего необходимы лишь автомашины и бульдозеры. А изъятый грунт можно будет применять при строительстве и ремонте дорог, железнодорожных насыпей, промышленных сооружений. Например, отсыпать им те же северные районы Алматы, что подверглись подтоплению в последние недели.
Этот, говоря народным фольклором, дешевый и сердитый способ при последовательном его применении, может значительно увеличить мощность существующих плотин и избавить города южного Казахстана от самого опасного типа селей.