Спустя 80 лет они возвращены на историческую Родину, сообщает телеканал 24.kz. В 30-е годы охота была объявлена не только на Шакарима, но и на его детей. Младший сын великого поэта-мыслителя Зият вместе с потомками Кунанбая был вынужден оставить родные места и уехать в Алтай, затем покинуть Родину и поселиться в Поднебесной. Там он активно занимается просветительской работой, печатается в газете «Синьцзян-Алтай», заводит связи с активистами движения «Алаш». В 1996 году он переезжает в Урумчи, где впервые рассказывает о рукописях своего отца.
«Был такой человек — Карим Дуйсебаев. Он приехал из Казахстана. Ему Зият и доверил самое дорогое — труды отца. Перед отъездом сказал: «Я уезжаю в Урумчи. Там казахов очень мало. А вы остаётесь здесь, где много наших соотечественников. Это рукописи моего отца. Будет надёжнее оставить их здесь, вам на хранение», — рассказал писатель, поэт Кобен Аскарулы.
Бесценные бумаги у Карима не задержались. Вскоре и он подвергся гонениям. Однако за месяц перед ссылкой всё же успел передать их одному из основателей казахской прозы в Китае — Аскару Татанайулы. И уже от него труды великого Шакарима перешли в руки его сына — Кобена.
«В одно время рукописи отец потерял. Я нашёл и снова ему их вернул. Он так радовался, словно дедушка воскрес из мёртвых. Всё плакал и повторял: «Вы всё ещё живы!!!» Поэтому и мы эти бумаги хранили как зеницу ока. Знали, что они дороги отцу», — поведал Кобен Аскарулы.
Летопись рода казахских, турецких, киргизских ханов, описанных в трудах великого Шакарима, а также его лирические и поэтические мысли, увековеченные в рукописях, больше полувека хранились в семье китайского казаха. И только сейчас потомок писателя Кобен Аскарулы вернул национальное достояние на историческую Родину, чтобы имя Шакарима зазвучало на всю казахстанскую степь.