Спрос на сырье будет всегда - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+4 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Спрос на сырье будет всегда

Спрос на сырье будет всегда

В апреле этого года 5 лет со дня создания будет отмечать АО “Казгеология”. О том, что удалось сделать за эти годы, зачем компании выделили миллиард тенге из Национального фонда и как можно заглянуть в недра Земли на глубину до 2,5 и более километров, рассказывает Галым НУРЖАНОВ, председатель правления АО “Национальная геологоразведочная компания “Казгеология”.

  • 14 Февраля 2016
  • 2180
Фото - Caravan.kz

– “Казгеология” существует всего пятый год. С какой целью создавали компанию и какие задачи возложены на нее?

– Начало нового века показало, что необходимо возродить геологическую отрасль, чтобы ответить на вызовы времени. Именно поэтому в 2011 году было создано АО “Национальная геологоразведочная компания “Казгеология”. С самого начала перед компанией поставили задачи воспроизводства минерально-сырьевой базы республики. Для этого требовалось внедрять новые технологии в геологическую отрасль, заниматься поиском и оценкой месторождений. И, конечно, привлекать инвестиции в нашу отрасль.

За период с 2012 года мы выполнили поисковые и поисково-оценочные работы на 19 объектах, привлекли таких крупных иностранных инвесторов, как Rio Tinto (Великобритания), KORES (Южная Корея), Iluka Resources (Австралия), Ulmus Fund (Германия), сформировали собственную производственную базу. Создали совместное предприятие с ведущей мировой аэрогеофизической компанией Geotech (Канада). Сейчас мы работаем над созданием геохимической лаборатории по международным стандартам, результатам которой будут доверять мировые финансовые институты. Действующие в Казахстане лаборатории не дают сертификат международного образца, в связи с чем их результаты не воспринимаются за рубежом. Ссылаясь на это, многие иностранные компании вывозят пробы за границу и там проводят лабораторные исследования. Поэтому мы хотим создать подобную лабораторию в Казахстане, и уже есть договоренности о сотрудничестве с компанией ALS (Великобритания – Австралия).

– Галым Жумабаевич, известно, что вашему АО выделен миллиард тенге из средств Национального фонда на выполнение государственного задания. Что это за задание?

– В прошлом году нашей компании были выделены средства из Национального фонда в виде государственного задания на проведение геологоразведочных работ. На эти средства проведены работы на 10 участках общей площадью 2 500 квадратных километров.

При этом компанией по ряду проектов уже получены неплохие для первого года результаты, подтверждающие перспективы участков на обнаружение месторождений меди, золота, полиметаллов. В частности, на участке Сарыадыр в Шетском районе Карагандинской области по данным бурения поисковой скважины установлено медно-порфировое оруденение с содержанием меди 1,5–2 процента при мощности до 20–30 метров, где можно ожидать выявления среднего по масштабам месторождения, расположенного в зоне влияния Балхашского комбината.

В Жезказганском регионе по результатам геофизических исследований, проведенных с использованием новейшего оборудования, на участках Тастинский и Кирей-Опарский выявлены аномалии, перспективные на сульфидное оруденение.

Эти предварительные результаты компания планирует изучать в этом году при наличии соответствующего финансирования.

– Говорят, у нас немало месторождений, которые после распада СССР остались неисследованными. Как обстоит сегодня ситуация? Эти месторождения разрабатываются?

– Начну с ответа на последнюю часть вопроса. Месторождения не разрабатываются. Почему? Потому что в большинстве это рудопроявления, которые нужно доразведать, чтобы они стали месторождениями. После распада СССР многие перспективные рудопроявления действительно остались неизученными, но легкодоступный фонд месторождений фактически исчерпан, поэтому цель современной геологии – изучение глубоких горизонтов, применение новых, инновационных технологий, позволяющих вовлекать в эксплуатацию ранее неперспективные объекты. И в этом направлении в стране проводится определенная работа. В частности, в своих изысканиях мы используем современное геофизическое оборудование, позволяющее заглянуть в недра Земли на глубину до 2,5 и более километров, на это же нацелены аэрогеофизические исследования, проводимые созданной “Казгеологией” совместно с канадскими партнерами компанией “Казгеотек”.

В 2015 году нами выполнен значительный объем аэрогеофизических работ с использованием новейших технологий ZTEM (VTEM) для наших партнеров Rio Tinto, Iluka и отечественных недропользователей, результаты которых станут основой для дальнейших поисков, которые наверняка приведут к открытию новых месторождений, и вот тогда они действительно начнут разрабатываться.

В последние годы при министерстве по инвестициям и развитию объем бюджетного финансирования на геологическое изучение недр значительно увеличился, но опять начался кризис, и финансирование сократилось.

В связи с чем мы совместно с министерством стремимся наладить сотрудничество с мировыми лидерами в геологоразведке, транснациональными компаниями, которые могут предоставить нам доступ к передовым технологиям, обеспечивающим высокую эффективность геологоразведочных работ. В этой ситуации стоит больше внимания уделить поиску и разработке любого вида сырья. Спрос на такую продукцию в мире будет всегда. Население Земли также постоянно растет, и потребление сырья постоянно увеличивается. Это нужно как для нас, так и для будущих поколений.

– В прошлом году много внимания уделялось привлечению иностранных инвесторов. Насколько успешно проведена эта работа и какую долю от освоения новых месторождений получают иностранные компании? Что остается нам?

– Да, в настоящее время уделяется большое внимание привлечению иностранных инвесторов как в экономику в целом, так и в геологоразведку. В странах, занимающих лидирующие позиции по инвестициям в геологоразведку, таких как Австралия, Канада, Чили, государство не финансирует эту отрасль. Поэтому наше правительство сейчас пересматривает законодательство для создания благоприятных условий для инвесторов. В частности, с ноября 2015 года предоставляется право на разведку по австралийскому опыту “первый пришел – первый получил”. Срок заключения контракта составляет около 30 дней. Уже заключены два типовых контракта на разведку.

Что касается деятельности “Казгеологии”, то за последнюю пару лет мы создали с иностранными партнерами несколько совместных предприятий, доли в которых распределены на паритетных условиях. Это позволит нам за их средства совместно разведать новые месторождения и обучить наших специалистов передовым подходам и технологиям, которые впоследствии будут внедрены в геологоразведочный процесс на других проектах.

Кроме того, на данный момент мы прорабатываем перспективные проекты и планы работ на текущий год с японской корпорацией JOGMEC, польской компанией KGHM Polska Miedz, Организацией развития и модернизации рудников и горной промышленности Исламской Республики Иран (IMIDRO) и другими потенциальными инвесторами.

 – Может ли казахстанская сторона контролировать разработку месторождений, если речь идет об иностранных компаниях?

– Да, конечно, может, если права и обязательства сторон изначально четко определены в соглашениях о совместной деятельности или учредительных договорах о создании совместного предприятия.

В наших совместных с иностранными партнерами проектах представители “Казгеологии” присутствуют во всех советах директоров, наблюдательных советах, операционных и других комитетах. Стратегические вопросы, затрагивающие интересы сторон, решаются путем принятия единогласного решения всеми участниками. То есть если решение иностранного партнера ущемляет интересы “Казгеологии”, то участники проекта проводят переговоры, пока не будет достигнуто компромиссное решение.

– Будут ли пересматриваться контракты, если инвесторы не выполнят оговоренные условия?

– Во всех наших контрактах предусмотрены инструменты, такие как штрафные санкции или право на расторжение контракта в одностороннем порядке, позволяющие применить меры к недобросовестным партнерам, не выполняющим оговоренные условия.

– Не так давно правительство опубликовало перечень крупных организаций республиканской собственности, подлежащих приватизации в приоритетном порядке. Среди них и национальная геологоразведочная компания “Казгеология”. Не противоречит ли это изначальным условиям создания компании, ведь ваша отрасль относится к стратегически важным сферам и объектам национальной безопасности страны?

– Вопрос довольно сложный. Если принято такое решение, значит, так оно должно быть. Сейчас вопрос только в реализации постановления правительства о приватизации. Отрасль, конечно, является стратегически важной, но не надо забывать, что “Казгеология” – это не госорган, а акционерное общество и действует наравне с другими частными геологоразведочными компаниями, с небольшими исключениями.

Алматы