В ходе исследования в лапки мышей впрыскивали раствор, содержащий вирус-носитель. Этот вирус внедряет в мышечные клетки ген инсулиноподобного фактора роста-1 (IGF-1), в частности, стимулирующего рост мышечной массы.
Животные, получившие генный допинг, могли плавать в три раза дольше, чем представители контрольной группы, которые получили вирус без гена IGF-1. По мнению исследователей, достичь аналогичного улучшения результатов только при помощи физической тренировки невозможно.
Вскрытие показало, что дополнительные копии гена IGF-1 в десять раз увеличили выработку соответствующего белка по сравнению с нормальной мышечной тканью. Ученые обнаружили, что у мышей также значительно возросла активность генов, отвечающих за энергетический обмен, мышечную активность и дыхание.
Дополнительные копии IGF-1 передавались дочерним мышечным клеткам. Таким образом достигалось стабильное улучшение физической формы животных. При этом в крови и моче мышей ни ген, ни белок, ни вирус-носитель не обнаруживались.
«По результатам биопсии мышечной ткани можно было бы отличить хорошо тренированного спортсмена от того, кто получил генный допинг», – прокомментировал результаты исследования Мауро Джакка. Тем не менее данный способ не подходит для массовых допинг-тестов, поскольку получение образцов ткани в ходе биопсии травматично для спортсмена и трудоемко.
Профессор Джакка сомневается, смогут ли спортсмены применить генный допинг при подготовке к Олимпийским играм 2012 года, поскольку технически это сложно. Сейчас он работает над методикой выявления генного допинга по анализам мочи и крови путем определения уровня микроРНК.
Medportal.ru