Спортивные символы независимости - Караван
  • $ 513
  • 541.16
+1 °C
Алматы
2024 Год
28 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Спортивные символы независимости

Спортивные символы независимости

Возраст независимости Казахстана перевалил за двадцать лет. Сегодня, когда наша республика ставит перед собой самые амбициозные задачи на мировом уровне, не все верят в то, что когда-то о стране знали далеко не все. В 1990-е годы наши соотечественники первыми успехами завоевывали авторитет для Казахстана. Среди тех, с кем начала ассоциироваться молодая республика, были и спортсмены.

  • 13 Декабря 2013
  • 4699
Фото - Caravan.kz

“Белые” медали

 Самый доступный способ заявить о себе в спортивном мире – это удачно выступить на Олимпиаде. Первыми Играми, в которых Казахстан выступал отдельной командой, была зимняя Олимпиада 1994 года в Лиллехаммере. Небольшой городок в центре Норвегии стоя аплодировал нашему лыжнику Владимиру Смирнову, завоевавшему одну золотую и две серебряных медали и в одиночку поднявшему сборную Казахстана на 12-е место в общекомандном зачете.

– Помню, в Лиллехаммере в 1994 году, в день моей олимпийской победы на 50 км было 27 градусов мороза, а с утра вообще минус 32, – рассказывал в беседе с “КАРАВАНОМ” Смирнов. – Для меня, к слову, это очень хорошая погода. Мне всегда было комфортнее и приятнее выступать на твердой лыжне. Когда температура нулевая, то лыжня “киснет”, расходится под лыжами, и бежать в слякотную погоду тяжело.

Однако великим спортсменам все равно, в каких условиях побеждать. Смирнов за свою спортивную карьеру завоевал семь олимпийских медалей (одна золотая, четыре серебряных и две бронзовые) и одиннадцать наград чемпионатов мира (четыре золотых, четыре серебряных и три бронзовые).

В 1990-е годы помимо Смирнова на пьедестал Белых Олимпиад поднималась только Людмила Прокашева. Конькобежка из Павлодара выиграла бронзу в 1998 году на дистанции 5000 м.

– Перед Олимпиадой-94 в Лиллехаммере на меня “давили” целый год, и в таких условиях тяжело было готовиться. А вот когда в 1998-м на меня махнули рукой, мол, Прокашева уже старая, я “выстрелила”, – вспоминала в разговоре с корреспондентом “КАРАВАНА” одна из самых титулованных спорт­сменок в истории отечественных коньков.

Однако в мае этого года как гром среди ясного неба прогремела новость о том, что Прокашева выставляет на продажу свою олимпийскую медаль. Причины – тяжелое материальное положение и желание достроить дом родителям. К счастью, ситуация не дошла до крайней точки.

– Благодарна друзьям за то, что они убедили меня не делать этого, – признавалась “КАРАВАНУ” Прокашева, которая всегда была отзывчивым человеком, способным на большие поступки. Так, в свое время она отдала свою квартиру другой спортсменке.

– Выделенную мне жилплощадь можно было не отдавать, а продать, – объясняла “КАРАВАНУ” мотивы своего благородного поступка Прокашева. – Но я не сожалею. Женщина вела баскетбольную секцию, одна без мужа воспитывала двоих детей. Наверное, так поступила бы не только я.

Протоптанной тропой

 Казахстанской легкоатлетке Ольге Шишигиной перед Играми в Сиднее пришлось пережить дисквалификацию за допинг. Она вернулась на беговую дорожку по-спортивному злой.

– В Сидней я поехала, когда мне было уже за тридцать, – делилась с “КАРАВАНОМ” воспоминаниями Шишигина. – Между полуфиналом и финалом олимпийской 100-метровки с барьерами было два часа перерыва. В это время пришло известие о том, что наш велогонщик Александр Винокуров выиграл серебро в командной гонке. Так что дорожка к пьедесталу была протоптана. Думала, после победы буду ликовать, но ничего такого не произошло: выиграла – ну и выиграла. Только когда стала совершать круг почета, а трибуны за­аплодировали стоя, наступило осознание победы. В Олимпийской деревне все так хотели меня поздравить, что украсили дерево перед входом в корпус всякими подручными средствами. Туалетной бумагой, к примеру. Было очень приятно.

Высокое доверие

 На тех же двух Олимпиадах за Казахстан выступал и оба раза оказывался в числе призеров Ермахан Ибраимов. В Атланту он летел молодым и малоизвестным боксером. Тем не менее перед ним стояла задача завоевать медаль любого достоинства.

– О золоте речь не шла, так как в моем весе боксировал кубинец Альфредо Дюверхель, который превосходил меня и в физическом, и в моральном плане, – вспоминал Ибраимов в разговоре с “КАРАВАНОМ”. – Я знал, что рано или поздно наши пути пересекутся, и я ему проиграю: это была объективная на тот момент оценка моих сил. К счастью, судьба столкнула нас не в первом бою, а в полуфинале. Я кубинцу уступил, но тому пришлось попотеть. Во втором раунде он даже чуть не попал в нокдаун, “поплыл” и схватился за меня, чтобы удержаться на ногах.

В Сидней Ермахан отправился уже за золотом.

– Да, только за ним, – подтверждал “КАРАВАНУ” Ермахан. – Для победы готов был выложиться на 200–300 процентов. Крепким орешком оказался Мариан Симон из Румынии, с которым мы встретились в финале. Я тогда выиграл всего два балла. Даже с кубинцем в четвертьфинале было легче. В финале в конце четвертого раунда я почувствовал, что Симон психологически надломился, устал, начал прятать голову, клинчевать. Тогда и нанес решающие удары.

И в Атланте, и в Сиднее наш боксер был еще и знаменосцем казахстанской делегации на церемонии открытия Олимпийских игр…

– На традиционных проводах команды флаг из рук Президента Нурсултана Назарбаева принял наш легендарный борец, лидер казахстанского спорта Даулет Турлыханов, – говорил Ибраимов. – Но Даулету Болатовичу на следующий день после открытия предстояло выходить на ковер, поэтому знамя доверили нести мне. Я пронес флаг на церемонии открытия и после возвращения из Атланты вернул его Президенту. Спустя четыре года я уже сам принял знамя из рук Нурсултана Назарбаева, пронес его по олимпийской арене Сиднея и вернул главе государства. Это для меня была огромная честь.

Золото с переломом

 А вот казахстанскому боксеру Василию Жирову на той Олимпиаде в Атланте пришлось выходить на ринг со сломанной рукой.

– Все зависит от твоей воли, – рассказывал “КАРАВАНУ” Балхашский Тигр. – Когда человек готов и видит перед собой цель, его ничто не должно сбить с пути. Да, я мог после первого боя с мексиканцем Хулио Сезаром Гонсалесом (впоследствии чемпион мира в полутяжелом весе по версии WBO. – Прим. ред.), в котором сломал руку, сказать, что не могу дальше драться. Но я приехал в Атланту с мыслями стать олимпийским чемпионом. Другого результата для меня не существовало, и такие мелочи, как перелом руки, не могли меня остановить.

Вообще, бои, которые провел на Играх-1996 Жиров, стали для него самыми памятными в карьере.

– Отдельно могу выделить, наверное, бой с американцем Антонио Тарвером (впоследствии один из сильнейших боксеров-профессионалов в полутяжелом весе. – Прим. ред.) в полуфинале Олимпиады-96, – вспоминал обладатель Кубка Вэла Баркера как самый техничный боксер того турнира. – Думаю, что многие его помнят. Это был один из самых жестких и интересных поединков. Также мне очень понравился другой мой бой в Атланте – во втором круге с итальянцем Пьетро Аурино.

Повторить в 1996 году успех Жирова мог Болат Джумадилов, но он проиграл олимпийский финал. Как и спустя четыре года в Сиднее.

– Оба проигранных мною боя схожи были только статусом финала Олимпиады, – рассказывал в беседе с корреспондентом “КАРАВАНА” Джумадилов. – До Атланты из всех титулов у меня было только серебро чемпионата мира, а в Сидней я приехал уже лидером мирового рейтинга, действующим чемпионом мира. Соперники успели изучить меня со всех сторон, на меня настраивались, искали аргументы против моей манеры ведения боя. Наверное, мой минус был в том, что я не придумал ничего нового.

Травмам вопреки

Несмотря на все старания наших “зимников”, спортивный Казахстан во всем мире знали в первую очередь благодаря борцам и боксерам. Правда, в спортивной борьбе за всю независимую историю у нас только один олимпийский чемпион – Юрий Мельниченко, ставший золотым медалистом в Атланте в 1996 году. В то же время события, предшествовавшие его победе на Олимпиаде, могли выбить из колеи кого угодно.

– В 1995 году у меня был очень сложный период, – вспоминал в интервью “КАРАВАНУ” Юрий Мельниченко. – Весной я серьезно травмировал руку, вывихнув локтевой сустав. Только рука зажила, как я попал в автомобильную аварию, в которой тоже серьезно покалечился. Осенью же был чемпионат мира, на котором разыгрывались олимпийские лицензии. На многое я не рассчитывал, так как не успел набрать хорошую форму. Но по ходу турнира “разборолся”, победил достаточно сильных соперников и вышел в финал, где при равном счете судьи отдали победу американцу Деннису Холлу. Наверное, подготовительная база у меня была настолько основательно заложена, что даже при всех недоработках удалось показать приличный результат.

Спустя год в Атланте Мельниченко взял у Холла убедительный реванш, оставив того с олимпийским серебром.