Спор по поводу ориентации - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Спор по поводу ориентации

Спор по поводу ориентации

В минувший четверг казахстанские и украинские власти договорились до октября текущего года подготовить к подписанию межправительственное соглашение об условиях транспортировки по украинской территории казахстанской нефти.

  • 24 Июля 2003
  • 1140
Фото - Caravan.kz

Решение было принято в ходе пятого заседания совместной межгосударственной украинско-казахстанской комиссии по экономическому сотрудничеству.
Проект соглашения был разработан кабмином Украины и правительством Казахстана по итогам предыдущего заседания комиссии и одобрен украинскими властями 12 июня на заседании правительственного комитета по вопросам промышленной политики, ТЭК, экологии и чрезвычайных ситуаций под председательством вице-премьера Виталия Гайдука.
В документе оговаривается, что стороны будут развивать сотрудничество в области использования нефтетранспортных систем, обеспечат свободный и бесперебойный транзит нефти системой магистральных нефтепроводов двух государств. Достигнутые договоренности будут оформлены межведомственными протоколами, которые каждый год будут составляться соответствующими министерствами двух стран. Кроме того, соглашение должно будет закрепить договоренности по углублению интеграционных связей, развитию научно-технического сотрудничества, внедрению новых технологий, предоставлению помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийных ситуаций и катастроф на объектах магистральных нефтепроводов и др.
Прошедшее заседание комиссии намечалось еще на 19-20 числа июня, однако из-за казахстанских правительственных перестановок было отложено на июль. В результате переговоров, казахстанская делегация пообещала выделить средства на проект «по созданию условий для работы нефтетерминала «Южный», входящего в нефтетранспортную систему «Одесса-Броды», в двух направлениях — как на прием нефти с моря, так и на ее отгрузку». Для этого казахстанские власти намерены обеспечить финансирование строительства 52 км участка до вышеуказанного терминала (от пересечения нефтепровода «Снегиревка-Августовка» с «Одесса-Броды»), параллельного такому же отрезку нефтепровода «Одесса-Броды» и, кроме того, второго причала на нефтетерминале. Данная инициатива, в случае реализации, позволит одновременно поставлять каспийскую нефть из «Южного» до Брод и далее в Польшу и российскую смесь Urals в объеме около 8 млн. т через Кременчуг по системе Приднепровских нефтепроводов до «Южного».
Два месяца назад в Брюсселе, председатель правления «Укртранснафты» Александр Тодийчук особо подчеркнул, что украинская сторона с «большим пониманием» относится к существующим проблемам российских коллег и достаточно много делает для их решения. В качестве примера, он напомнил, что уже в этом году были созданы новые мощности транспортировки российской нефти в объеме 4 млн. тонн через терминал «Южный», а к сентябрю они должны быть увеличены до 7 млн. В этой связи, А. Тодийчук проинформировал, что вместо работающего в настоящее время в реверсном режиме участка трубопровода «Одесса — Броды» будет построен новый: «В дальнейшем мы также рассматриваем возможность строительства трубопровода диаметром 700 мм на 52 км, чтобы сохранить направления и мощности для экспорта российской нефти».
Судя по всему, именно эту трубу и согласилось профинансировать казахстанское правительство. Ни казахстанские, ни украинские власти не стали комментировать, почему было принято такое решение. Даже украинский министр топлива и энергетики Сергей Ермилов, которого на прошлой неделе Леонид Кучма упрекнул в болтливости, дал на пресс-конференции предельно сжатую информацию. Подобное поведение обусловлено напряженной ситуацией, сложившейся в связи с обсуждением вопроса об использовании трубопровода «Одесса — Броды», точнее, об ориентации направления транспоритровки углеводородов.
Дилемма: «реверс — не реверс» сегодня приобретает все большее и большее политическое содержание. На Украине в последние месяцы развернулась нешуточная борьба между сторонниками и противниками реверсного направления транспортировки нефти по трубопроводу. Единого мнения на этот счет до сих пор нет даже в среде руководства страны — об этом свидетельствуют неоднозначные высказывания как самого президента, так и членов кабинета министров.
В пятницу, на следующий день после заседания в Киеве, состоялись переговоры в Ялте между премьерами России и Украины в рамках 9-го заседания российско-украинской смешанной межправительственной комиссии. Накануне украинское правительство одобрило проект 15-летнего соглашения о ежегодном транзите 79,5 миллиона тонн нефти из России, которое «предусматривает широкое сотрудничество в сфере транспортировки нефти по территории Украины». Документ подтверждает намерения сторон об участии в осуществлении совместных проектов, касающихся транспортировки нефти по новым перспективным маршрутам. Стороны обязуются ежегодно согласовывать объемы направления и условия транзита нефти по территории Украины. Проект предусматривает обеспечение свободного и бесперебойного транзита нефти системой магистральных нефтепроводов обоих стран, безопасного и бесперебойного функционирования объектов трубопроводного транспорта для транзита нефти. Как сказал министр Сергей Ермилов, сроки заключения соглашения теперь полностью зависят от российской стороны, поскольку «Украина свою часть работы выполнила», при этом украинцы до самого последнего момента не исключали возможности подписания документа на ялтинской встрече, «в случае готовности российской делегации это сделать».
Однако Михаил Касьянов решил его не подписывать до тех пор, пока не будет решен вопрос о реверсе. По его словам, соглашение о транзите российской нефти через территорию Украины будет подготовлено после решения вопроса о возможности использования нефтепровода «Одесса — Броды» в реверсном режиме. Более того, глава российского правительства фактически выразил уверенность в том, что реверсу все-таки быть, когда сказал следующее: «Мы рассчитываем, что, может быть, через месяц будет завершено рассмотрение этого вопроса, а именно — использование для прокачки нефти построенного, но не эксплуатируемого нефтепровода Броды — Одесса. Как только эта тема будет отработана… тогда это соглашение будет готово к подписанию».
Украинские же власти настаивают на том, что соглашение о транспортировке нефти включает все действующие нефтепроводы, а обсуждение и будущие договоренности по проекту «Одесса — Броды» должны будут иметь место в рамках дополнительного соглашения, после сдачи данного объекта в эксплуатацию.
Для российского руководства, особенно в нынешний предвыборный год, совсем небезразлично мнение основных лоббистов из числа нефтяных производителей, которые в начале месяца вновь обратились с коллективным письмом на имя премьеров обеих стран, содержащим просьбу посодействовать решению проблемы реверсной транспортировки добываемой продукции. Поскольку возможности «Транснефти» пока не позволяют существенно увеличить экспорт в необходимом для компаний объеме, а строить частные трубопроводы в стране фактически запрещено (несмотря на убедительные просьбы компаний), то правительству остается либо повернуться спиной к национальным олигархам, либо — попытаться надавить на украинское руководство, чтобы оно, в свою очередь, повлияло на тех, кто поддерживает направление в сторону Гданьска.
Видимо второй вариант российским властям показался реальнее. Тем более что серьезные основания для надежды на успех в этом предприятии дают разброд и шатания в среде украинского руководства. Леонид Кучма продолжает лавировать и делать противоречивые заявления, а в последнее время вообще пытается самоустраниться от процесса принятия решения по трубопроводу. На пресс-конференции в Киеве 15 июля, критикуя действия С. Ермилова, который в Польше слишком громко высказался за прямое направление транспортировки (поскольку «министру не следовало высказывать свое мнение до принятия решения правительством»), президент почти проговорился, заявив, что вопрос реверсной или прямой работы нефтепровода «Одесса — Броды» должно решать правительство Украины: «Пусть правительство принимает решение и отвечает за него».
Незадолго до этого, на «саммите» ГУУАМ в Ялте (4 июля) он подчеркнул, что считает стратегически значимым создание Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕНТК): «Этот проект важен не только для укрепления экономического сотрудничества стран-участниц ГУУАМ. В контексте расширения Европейского Союза особую значимость приобретает проблема бесперебойных поставок энергоносителей в Европу по оптимальному маршруту, не требующему больших экономических затрат». В этой связи, по его словам, перспектива транспортировки каспийской нефти по нефтепроводу «Одесса — Броды» становится для стран Европы «все более и более привлекательной», а Европейский союз уже признал перспективность маршрута и рекомендовал его к подключению к системе европейских нефтепроводов.
С другой стороны, 24 июня в Одессе украинский президент заявил, что Украина не станет использовать нефтепровод Одесса — Броды в реверсном направлении только, если Европейская комиссия сделает «конкретные шаги» для использования нефтепровода по «прямому пути»: «Реверса не будет, если со стороны Европейской комиссии мы будем иметь конкретные шаги, а не декларации, что нефтепровод заработает». Более того, Л. Кучма отметил, что до сих пор «ни одна компания, которая работает в Каспийском регионе, не изъявила желания поставлять нефть этим коридором» (однако ранее Михаил Гончар, руководитель аппарата специального уполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК, называл среди желающих, например, ChevronTexaco).
Параллельно с этим заявлением президента в украинских СМИ прошла информация, что «компании НАК «Нафтогаз Украины», «Укртранснафта», российские АО «АК «Транснефть» и АО «Тюменская нефтяная компания» 23 апреля подписали в Москве протокол о намерениях по вопросу организации нового маршрута экспорта российской нефти транзитом через территорию Украины с отгрузкой в порту «Южный» и использованием реверса нефтепровода Одесса — Броды для экспорта дополнительно 9 млн. тонн российской нефти в год» (хотя глава «Укртранснафты» А. Тодийчук неоднократно говорил о незаконности действий его заместителя, подписавшего данный протокол). Там же информировалось, что «Укртранснафта» в январе-мае с.г. отгрузила с терминала «Южный» девять танкеров нефти общим объемом 767 тыс. тонн, «благодаря чему от эксплуатации терминала и 52-км участка нефтепровода Одесса — Броды в реверсном направлении в бюджет Украины за пять месяцев поступило 40 млн. гривен».
В этой обстановке, решение о финансировании 52 километровой трубы, которое приняли казахстанские власти можно рассматривать как компромисс, в какой-то степени обеспечивающий интересы трех сторон.
Учитывая, что 10 июля президент Н. Назарбаев провел телефонный разговор с Л. Кучмой по вопросам транспортировки казахстанской нефти по «Одесса — Броды» в Европу, можно предположить, что проект трубопровода действительно становится одним из объектов внимания казахстанского руководства в реализации политики диверсификации маршрутов экспорта: об этом также свидетельствует и объявленная Владимиром Школьником в Киеве готовность участвовать в строительстве трубы до Плоцка.