Он громил не только их руководство, но и госорганы, которые уже второй десяток лет равнодушно взирают на то, как СПК успешно транжирят бюджетные средства, работают с убытками, но никто и ничего не предпринимает, чтобы остановить эту вакханалию.
Справка «Каравана»
СПК начали создавать в 2007 году, чтобы «повысить благосостояние населения регионов, развивать конкурентоспособные предприятия и бизнес, привлекать инвестиции, стабилизировать цены на социально значимые продукты питания».
Однако, по словам г-на Шайдарова, «деятельность СПК оказалась далека от поставленных задач». По его мнению, необходим закон, который бы как-то урегулировал их работу, умерил аппетиты руководителей, которые не стесняются ежегодно повышать себе зарплаты – на фоне убытков, которые СПК наносят республиканскому и местным бюджетам. А они исчисляются десятками миллиардов тенге.
А вице-премьер против!
Первый заместитель премьер-министра Роман Скляр отреагировал на это довольно нервно. Он сказал, что разрабатывать специальный закон под СПК правительство не планирует. Но «в рамках законопроекта о развитии предприятий квазигосударственного сектора будет отдельный блок об СПК». И добавил, что документ внесут в мажилис в первом полугодии.
Как считает Роман Васильевич, социально-предпринимательские корпорации надо просто переформатировать в институты развития, освободить их от несвойственных им функций. А также – «они не должны иметь на балансе имущество, которое не свойственно их функционалу».
Дальше – песня! «Да, некоторые акимы сегодня говорили, что для СПК нужен закон. Но сейчас им никто не мешает проводить политику в рамках действующего законодательства… В законопроекте мы ограничим те виды деятельности, которые им несвойственны. Чтобы они сосредоточились на решении задач регионов».
По сути, он объявил СПК-овщикам амнистию. Пока законопроект рассмотрят в мажилисе, пока в сенате…В общем, шансы поживиться еще есть? Закон же обратной силы не имеет?
Социально-экономическое отступление
Звоню знакомому овощеводу. Спрашиваю: по какой цене отгрузили лук? Ответ: по 62 тенге за кило.
Как лук мог вырасти до 350-400 тенге этой зимой? И социально-предпринимательские корпорации, которые призваны блюсти интересы граждан в части цен на социальные продукты питания, здесь ни при чем?
На заседаниях правительства дважды обсуждали «луковую» проблему. Но решения так и не нашли. Сейчас в разных регионах цена на лук уже 150-220 тенге. О его качестве можно не спрашивать. Почему это произошло?
Чудовищное подорожание морковки и картошки в 2021 году в 2-3 раза никто не забыл? А запасы этих корнеплодов, как тогда уверяли в Министерстве торговли – хоть лопни! «Они чем там ситуацию мониторили: шапкой, или мозгами?». — написал мне в фейсбуке коллега из Шымкента.
Года 3-4 назад южный Казахстан не мог в мае продать раннюю капусту. Отдавали по 10-15 тенге за кило. В правительстве, которое в тот месяц запретило экспорт ранней капусты в Россию, может кто-нибудь внятно объяснить, кто и как разгоняет цены в Казахстане?
Рынок? Тогда кто его хозяин? Как исправить ситуацию? И почему одним из приоритетов усиления экономической самостоятельности регионов выбрали создание СПК? Спрашиваем у Министерства национальной экономики. Нашей редакции ответили так.
Как переформатировать неформат
«Одним из приоритетов государства является усиление экономической самостоятельности регионов (это мы знаем), повышение их конкурентоспособности (тоже понятно), улучшение условий для бизнеса (пока не очень заметно). Целью СПК является содействие социально-экономическому развитию региона на принципах партнерства государства и бизнеса, поддержка бизнес-инициатив и стимулирование экономической активности в точках роста региона.
За время существования СПК наработан определенный опыт (какой и где?) и создана база (где именно?) по решению широкого спектра вопросов, привлечению инвестиций (где и на какие суммы?), обеспечению продовольственной безопасности и др.». Эти самые «др» – в буквах и цифрах никак не расшифрованы. Зато растущие цены на продукты питания мы видим каждый день. На деятельность социально-предпринимательских корпораций потратили миллиарды тенге: почему их требуют закрыть
А дальше – что предлагается пересмотреть понятие СПК, переформатировать их в региональные институты развития, содействующие местным властям «в создании условий для повышения конкурентоспособности региона». А главной целью социально-предпринимательских корпораций станет развитие и рост конкурентоспособного предпринимательства в регионах.
А что насчет закрытости этих контор от общественности? А вот что: «Обеспечение подотчетности и подконтрольности региональных институтов развития будет обеспечиваться путем соблюдения принципов прозрачности, открытости и подотчетности». Каким образом – не ясно.
Справка «Каравана»
По результатам проверки деятельности СПК за 2018-2021 годы и первое полугодие 2022 года Генеральная прокуратура внесла несколько десятков представлений о нарушении законности. В том числе по вопросам возврата денежных средств.
А вот как ответило на запрос нашей редакции Министерство юстиции.
Квазигосударственный сектор будет законодательно институционализирован, «что позволит определить четкое понятие его субъектов, установить степень ответственности органов управления и их членов, урегулировать вопросы прозрачности, подотчетности и мониторинга деятельности юридических лиц с участием государства». И ниже: «Важной частью модернизации госуправления будет реформирование этого сектора». Должен быть «регулярный анализ на предмет конкуренции квазисектора с рынком… Если предприятие работает в сфере, где действуют частные организации, то необходимо ставить вопрос о его ликвидации либо приватизации».
Аллилуйя! Понадобилось полтора десятка лет, чтобы понять эти простые истины?
Какие еще нужны аргументы?
По данным Агентства по противодействию коррупции, с 2015 по 2022 год антикоры расследовали 51 дело по СПК. «К уголовной ответственности привлечено 9 лиц из руководящего состава. В бюджет возвращено около 3 млрд тенге… В 2022 году Антикорупционная служба проанализировала коррупционные риски в деятельности СПК, по результатам которых внесено 456 рекомендаций по устранению выявленных недостатков».
Справка «Каравана»
В эти же сроки, указанные антикоровцами, корпорации нанесли государству ущерб весом в 17,4 млрд тенге.
Хотелось бы напомнить, что несколько депутатов мажилиса почти десять лет предлагали либо ликвидировать, либо переформатировать социально-предпринимательские корпорации. Поскольку вреда от них было больше, чем пользы. Видимо, некоторым чиновникам слышащего государства все эти годы не хватало слушательных аппаратов?