В некоторых горячих головах земельный вопрос встал дыбом. А где вы, патриоты, были раньше, когда ни латифундисты не сеяли и не жали, ни вольные фермеры, у которых элементарно денег на это не хватало? В 2012–2014 годах прошла инвентаризация земель. Пять миллионов гектаров неиспользуемых угодий выявлено. Чуть больше двух миллионов вернули в оборот. Чуть менее двух вернули в госсобственность. И что – еще 20 лет ждать, когда на этих наделах появятся солидные дяди с большими инвестициями?
Неделю назад министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ отчитывался в сенате о достижениях своего ведомства. Итоги за время его правления вотчиной неурожайны, уровень конкурентоспособности отечественных аграриев не густ:
– Одной из причин ситуации является недофинансирование инструментов программы “Агробизнес-2020”. Только за этот год – 127 миллиардов тенге (порядка 36 процентов от запланированного объема. – Ред.).
Именно это, по его разумению, стало главным негативным фактором на фоне ЕАЭС и ВТО (свалились на голову некстати). В какие степи Асылжан Сарыбаевич устремлял свои взоры-планы до этого открытия – одному ему известно?
Похоже, спикер сената Токаев был отлично информирован о текущем состоянии дел в хозяйстве министра. Отметив для начала низкий КПД использования сельхозземель, Касым-Жомарт Кемелевич перешел к точечной бомбардировке главного фермера Отечества:
– Аграрный сектор производит лишь 4,7 процента ВВП страны. Уровень производительности труда в сельском хозяйстве остается в числе самых низких по сравнению с другими отраслями. По данным 2015 года, она там составила чуть более 5 600 долларов на одного занятого, что ниже среднего показателя по стране в три с половиной раза… И намного хуже, чем в развитых странах. В структуре внешнего товарооборота в прошлом году экспорт сельхозпродукции занимал всего лишь 4,5 процента, а доля импорта – 11,3 процента…
Асылжану Сарыбаевичу в этой ситуации можно посочувствовать: передовые технологии на селе редко стучат в двери даже крупных агрообъединений, инновации путешествуют почему-то по другим государствам. При этом каждый год – как весна, так крестьяне начинают заводить старую мантру: ГСМ дорогие, техника старая, кредиты “короткие”, подайте, люди добрые из “Казагро” и кто еще может…
Пытался найти точную сумму: сколько все же правительство инвестировало в сельское хозяйство за последние полтора десятка лет. Цифры разные и никак не “бьются”. Зато, если верить счетному комитету и генеральной прокуратуре, – изрядные суммы ушли налево. Списано!..