И в продолжение: «Однако, процент охвата профилактическими мероприятиями потребителей инъекционных наркотиков, работников коммерческого секса составляет в среднем по Республике Казахстан 10-12 процентов».
Цифры были обнародованы на недавно состоявшейся пресс-конференции представительства Организации Объединенных Наций в Ташкенте.
Как заявил представитель Фонда населения ООН в Узбекистане, Директор Программ в Казахстане, Таджикистане, Туркменистане и Кыргызстане Несим Тумкая, точных цифр со стороны официальных органов Узбекистана по СПИДу нет, пообещав, что данные будут в январе 2005 года.
По информации Управления по наркотикам и преступности этой международной организации, в 2004 году общее количество людей, живущих с ВИЧ/СПИДом в мире равно 39,4 млн., из которых 17,6 млн. — женщины. В текущем году от СПИДа уже умерло 3,1 млн. человек, среди которых 510 тыс. — дети до 15 лет.
Так, по официальной статистике по состоянию на 1 января 2004 года общее число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в Узбекистане достигло 3596. Причем, число вновь выявленных случаев в 2003 году (1836) превышает в три раза число случаев ВИЧ- зарегистрированных в 2001 году.
Согласно же докладу Объединенной Программы ООН по ВИЧ/СПИДу «Развитие эпидемии СПИДа-2004», опубликованному 23 ноября этого года, оценочное число ВИЧ-инфицированных в Узбекистане составляет 4900-30000 среди взрослых и детей и 1700-9900 — среди женщин.
В этом плане ситуация в Казахстане мало чем отличается от узбекистанской. Так, например, кумулятивное число зарегистрированных случаев ВИЧ/СПИД по состоянию на 31 декабря 2003 года составляло 4001 случай, включая 153 случая СПИД. Из них 123 человека умерло, 78,2 процента ВИЧ инфекции зарегистрировано у мужчин, 21,8 процента — у женщин.
Хотя по данным соответствующего ооновского подразделения и экспертным оценкам число ВИЧ-инфицированных превышает 20000 человек. Такая большая разница в оценках соответствующих служб Узбекистана, Казахстана и международных организаций еще раз свидетельствует о том, что существуют разные подходы и критерии в деле анализа ситуации по СПИДу.
В Узбекистане 62 процента среди официально зарегистрированных случаев наблюдается среди потребителей инъекционных наркотиков, те же данные по Казахстану — 80,2 процента. Если в Узбекистане большинство известных случаев зарегистрировано в г. Ташкенте и Ташкентской области (49,3 и 20,6 процента), то в Казахстане в 2003 году дозорный эпиднадзор за распространенностью ВИЧ-инфекции проведен в четырех пилотных городах — Караганде, Павлодаре, Шымкенте и Уральске, из чего и можно сделать вывод о самых массовых очагах поражения.
В данной связи не может не вызывать некоторой пессимистической нотки в заявлении Генерального директора Всемирной организации здравоохранения доктора Ли Чон-вука: «У нас пока что нет вакцины, но мы знаем, что профилактика и лечение работают, и у нас есть инструменты для того, чтобы предоставить их. Руководители правительства, гражданское общество и частный сектор — все они ощущают воздействие, и нам всем необходимо мобилизовать свои усилия, чтобы спасти жизни людей».
В свою очередь, руководители обеих стран принимают меры к тому, чтобы бороться со СПИДом. Правительство Узбекистана в мае 2003 года приняло долгосрочную всестороннюю и инновационную Стратегическую Программу по вопросам ВИЧ/СПИД в Республике Узбекистан.
Она включает в себя шесть основных стратегий, многие из которых требуют сложных проектных решений, включая ревизию существующего законодательства.
В Казахстане подобные мероприятия проводятся при поддержке гражданского общества, государственных структур и международных организаций: UNAIDS, SDS, фонда «Сорос-Казахстан», СПИД-фонда «Восток-Запад».
Но несмотря на все усилия официальных властей Казахстана и Узбекистана, тенденция роста ВИЧ-инфекции остается актуальной.
Тому есть явное подтверждение. На той же памятной пресс-конференции, на вопрос имеются ли случаи ВИЧ-инфекции в системе Министерства обороны Узбекистана, один из руководителей ведомства ничтоже сумняшеся ответил: «Нет!».
Подобная позиция людей, занимающих весьма важные посты в государственных органах, говорит о том, что до сих пор существуют некоторые табу в этом вопросе.
Хотя по неподтвержденным данным в 2004 году в системе Минобороны Узбекистана было зарегистрировано 17 случаев ВИЧ-инфекции с одним летальным исходом.