Спасайся, кто может!
11 июля этого года Минздрав РК утвердил новые правила медицинского освидетельствования на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека.
Согласно новому документу обязательному обследованию подлежат доноры крови и других биологических жидкостей, органов, тканей, кроме того предусмотрено обследование по клиническим показателям ( при наличии подозрений на ВИЧ-инфекцию) и принудительное обследование на ВИЧ в соответствии с законом.
Определенные категории населения оказались исключенными из обязательного списка: это — приезжие иностранцы, люди из групп риска. Международные сообщества, не без помощи которых разрабатывались новые правила, посчитали, что принудительное обследование последних, нарушает их человеческие права. Теперь мы имеем то, что имеем: уважение прав наркоманов, проституток, заключенных и отсутствие каких бы то ни было гарантий на здоровье для всех остальных людей.
Впрочем, ситуация не однозначна. До сих пор сами медики не пришли к единому мнению в этом вопросе. Часть людей в белых халатах, возмущенные переориентацией государства со здоровья на права (как будто это одно и то же) обратилась к президенту с просьбой пересмотреть новые правила. В письме, адресованном главе государства, врачи написали о том, что отказ от тестирования на ВИЧ-инфекцию ставит под удар их собственное здоровье. Другая часть медработников нашла подобное заявление возмутительным и оскорбительным для чести мундира врача. Как будто после клятвы Гиппократа можно выбирать: кого лечить, а кого нет. И если человек будет ВИЧ-инфицированным, то ему не будет оказана необходимая помощь? Будет, в обязательном порядке. Тогда о чем разговор? Может быть о том, что новые правила выявления вируса иммунодефицита предлагают каждому нормальному человеку позаботиться о своем здоровье самостоятельно, а мы привыкли, чтобы о нас заботился еще кто-то, на кого можно было бы свалить вину и беду и еще бог знает что?!
В общем, сегодня специалисты утверждают, что врачи разволновались напрасно. Население затаилось в страхе тоже зря. СПИД — страшен, но опасность идет совершенно не оттуда, откуда ее ожидают большинство. Надвигающаяся эпидемия никоим образом не связана с новыми правилами тестирования на ВИЧ. Вот доказательства.
Выстрел по воробьям
Исидора Ерасилова, генеральный директор Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом: «Новые правила пересматриваются в четвертый раз. Они обсуждались в течение года. В обсуждении принимали участие международные организации. В результате было признано, что обязательное тестирование затратное и неэффективное средство борьбы со СПИДом. А если быть честными, то, тестирование вообще не имеет никакого отношения к борьбе с этой болезнью. В 2000 году было проведено 2,5 миллиона обследований на ВИЧ — инфекцию, результат был минимальный. Выявляемость инфицированных составила сотые доли. Количество обследований в прошлом году уменьшилось, а процент выявленных остался тот же. Кроме того, анонимное обследование не дает реальной возможности оказывать медицинскую помощь тем, кто получил положительный ВИЧ-статус. Без желания человека этого делать нельзя. Но поскольку основными носителями инфекции являются наркоманы и проститутки, то рассчитывать на их добровольное и сознательное обращение к врачу просто не приходиться. Получается, что средства на тестирования тратятся огромные (ежегодно уходит более ста миллионов тенге), а результата нет. Это — выстрел по воробьям. Новые правила тестирования позволят перераспределить средства, выделяемые на профилактику и борьбу со СПИДом на более результативные мероприятия. Программа дальнейших мероприятий уже разработана. А врачам, которые вдруг испугались за собственное здоровье, пора бы понять, что инфекция рядом. Надо соблюдать все меры предосторожности и дезинфекции. В мире еще не было случая, чтобы арчи заразились от больного ВИЧ-инфекцией. Кстати за границей врачам, которые работают с больными СПИДом, никто ничего не доплачивает. Они лечат людей на общих основаниях «.
Ложный статус не хотите?
Михаил Федоров, национальный координатор программы ООН по СПИДу: «На прошедшей очередной сессии ООН, которая прошла под эгидой зашиты прав человека, много говорилось о снижении уязвимости ВИЧ-инфицированных, но не было сказано ни слова о поголовном тестировании населения на вирус иммунодефицита. Мировая практика свидетельствует, что это абсолютно бессмысленное занятие. Когда людей тестируют на ВИЧ — это всего лишь констатируют факт. Но само по себе тестирование не имеет никакого отношения к лечению или к борьбе со СПИДом. Тестирование не в состоянии спасти и защитить людей от распространяющейся инфекции. Тогда как сэкономленные средства при отказе от тестов могли бы быть использованы по назначению.
Кроме того, если посмотреть на сам анализ, то те препараты, которые имеются в республике, способны выявлять только антитела к ВИЧ, но не сам вирус. К сожалению, если антител нет, это не значит, что нет вируса. Это может говорить о том, что вирус внедрился в организм, но антитела еще не успели выработаться. Период от заражения человека до выработки антител иногда занимается от трех месяцев до нескольких лет и называется сероокном. Какой тогда смысл в тестировании, которое не дает истинной картины заболевания? Опыт стран СНГ, в частности России и Украины, где в минувшие годы в обязательном порядке обследовались все лица, в том числе и поступающие в места лишения свободы, показал недостаточную эффективность предварительного тестирования заключенных. Так у 40 человек, помещенных в следственный изолятор, при тесте на ВИЧ реакция была негативная, а позже, при повтором обследовании все они дали положительный результат. Возможно, их обследовали в период сероокна, возможно они заразились в тюрьме. Вопрос — почему они заразились? Потому что в местах отбывания наказания недостаточно ведется работа с заключенными по данному вопросу. Так же как в южной столице Казахстана не было проведено ни одного полноценного профилактического мероприятия среди молодежи по борьбе со СПИДом. Созданные при поликлиниках пункты приема шприцев, работали фиктивно. Мы даже были вынуждены одно время изъять 250 тысяч шприцев, поставленных для Алматы и переправить их в другие города Казахстана, где со СПИДом борются по-настоящему. В столице же предпочитают тестировать людей, зарабатывать на анализах огромные деньги и ничего толком не делать. Хотя делать надо. Надо объяснять людям, что СПИД приходит только через зараженные иглы и половые контакты. Если человек будет предохраняться, он никогда не заразиться СПИДом. ВИЧ будет развиваться. Но люди должны научиться нести ответственность за свои поступки и принимать решения за свою судьбу: либо они будут рисковать и тогда кто им поможет, либо они начнут бережно относиться к своему здоровью».
СПИД ищут там, где его нет. Зачем?
Михаил Фаворов, директор программы ООН по СПИДу : «Давайте трезво посмотрим на вещи. Предположим в стране существует положение о массовом обязательном тестировании на ВИЧ. Кто пойдет сдавать анализы? Мы с вами. Нормальные люди. Люди, употребляющие наркотики, живущие в закрытых группах, отодвинутые от нормальной жизни нормального общества — они никогда не пойдут обследоваться добровольно. Значит, исследование проблемы будет направлено на нас. Такая абсурдная ситуация возникла во всем бывшем Советском Союзе, все силы и средства были направлена на исследование большинства, которые не болеют. А вот добраться до тех групп, которые используют наркотики, врачи так и не смогли. Это — тяжело. Но тот же бывший Союз сегодня вынужден признать, что не работает тестирование. Не работает! СПИДом надо заниматься там, где он есть. Появился случай, надо вкруг и около факта проводить целевое исследование, разрабатывать программы эпиднадзора. В противном случае средства будут выбрасываться на ветер, на тестирование, а эпидемия СПИДа тем временем перейдет на всю популяцию человечества. Это ужасно. Этого нельзя допустить. Во всем бывшем СССР эпидемия СПИДа уже идет. Но она идет среди наркоманов. Работать надо не с населением в целом, а именно с группами риска. СПИД уже пришел. Он не уйдет. Он будет всегда: как туберкулез и гастрит. Но заболеет человек или нет, зависит полностью от него».
Поздно пить боржоми…
Жанна Трумова, заведующая лечебнопрофилактическим отделом Республиканского центра СПИД: «Новые правила разработаны в соответствии с законами Казахстана. Обследование на ВИЧ осталось анонимным, добровольным, конфедициальным. Кроме того, никто не отменял клинические показания тестирования на ВИЧ. Единственное, что появилось в новых правилах, так это говорка на то, что пациент должен знать, на какой анализ его посылают. У нас даже хирургическое вмешательство делается с согласия пациента. Анализ на ВИЧ тоже должен делаться с согласия человека.
Тестирование на иммунодефицит остается в силе и для тех людей, которые хотят устроиться на работу в те или иные фирмы. Если фирма считает необходимым проверить будущего сотрудника на ВИЧ, он должен обследоваться. В Алмате анализ на ВИЧ делается и беременным женщинам. В новых правилах беременных нет. Однако в южной столице этот вопрос решается на уровне местных властей. Деньги из местного бюджета выделены, (в целях охраны здоровья ребенка), поэтому беременных женщин проверяют на ВИЧ-инфекцию.
Да, мы вынуждены признать, что, выявив больных, мы не всегда можем им помочь. В стране катастрофически не хватает препаратов, замедляющих распространение вируса. В Алматы только пять человек получают антиретровирусную терапию. Это очень дорогое лечение. Получается, что толк от выявления больных небольшой. Не лучше ли тогда тратить средства не на выявление, а на профилактику? Ведь наибольший процент людей, входящих в группы риска, составляют молодые люди. Их нельзя вылечить от СПИДа, но им можно помочь не заболеть СПИДом. На это надо направлять все усилия».
Вместо вывода
Понять, что практика тестирования здоровых людей устарела, не сложно. Болеют-то другие. Но вот как государство намерено работать с этими другими, пока не понятно. Ни один чиновник от здравоохранения так и не смог внятно объяснить, куда пойдут сэкономленные средства, на какие мероприятия, и вообще, с чего начинается новая политика страны в борьбе со СПИДом? Неужели с принятия новых правил?..