Спецзонально и взаимовыгодно - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Спецзонально и взаимовыгодно

Спецзонально и взаимовыгодно

Казахстан может стать частью Евроазиатского транспортного коридора. Для этого республика готова предоставить импортерам из Азии и Китая свои автомобильные коридоры.

  • 28 Ноября 2005
  • 1322
Фото - Caravan.kz

Аналитики прогнозируют, что уже в ближайшее время Евроазиатский транспортный коридор заработает на полную мощность и для Казахстана с его транзитным потенциалом, главное не упустить столь важный момент, быть готовым к нему.
Рассматривая расположение основных товаропроизводителей в Азии и потребителей в Европе, а также формирование грузопотоков потенциальных крупных стран-производителей Азии и Китая, можно сделать вывод о том, что быстрая поставка товаров в Европу в направлениях Восток-Запад (Запад-Восток) и Север-Юг (Юг-Север) должны осуществляться через территории государств-участников СНГ, а основополагающими будут как раз-таки евроазиатские транспортные коридоры.
Казахстанское правительство в этом направлении сейчас ведет активную работу.
В частности, в Алматинской области совместно с правительством Китая идет работа по созданию международного центра Приграничного сотрудничества Хоргос, как современного транспортно-статистического центра по обеспечению грузов Восток-Запад и Запад-Восток (Китай-Юго-Восточная Азия-Европа). При этом максимально короткий транзитный коридор будет проходить через западные регионы Казахстана.
Вот здесь транзитный потенциал Западно-Казахстанской области, граничащей сразу с пятью российскими областями, может сыграть свою важную миссию.
Учитывая это, власти области разработали проект развития транспортно-логистического узла на границе Западно-Казахстанской и Саратовской областей.
Данное обстоятельство имеет большое значение для развития промышленного и нефтегазового сектора экономики двух государств Казахстана и России. Если включить данный узел в сеть международных транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг, это придаст отрасли огромный положительный заряд.
Развитие данного участка приграничной территории имеет также значительную перспективу со стороны Саратовской области.
Именно здесь российские власти строят современный пограничный, таможенный посты и автопереход. Российскими таможенными органами предполагается развитие Озинок, как южных ворот России. И тут налицо взаимозаинтересованность обеих сторон.
А началось все с Челябинской встречи президентов России и Казахстана в мае текущего года по вопросу приграничного сотрудничества.
Тогда же была достигнута договоренность о создании совместных пунктов пропуска. Впоследствии постановлениями правительств двух стран были определены 9 совместных пунктов пропуска на казахстанской стороне и столько же на российской.
На участке границ Западно-Казахстанской области определены три таких пункта, и все — на российской стороне. Один из них, как раз пункт пропуска Озинки.
Российская сторона строит здесь совершенно новый международный автопереход, он готовится к сдаче уже в декабре этого года.
Казахстанские пограничники и таможенники в рамках договоренностей, достигнутых двумя президентами, решают вопрос о передислокации на таможенный пост Озинки.
А здание, в котором до сегодняшнего дня размещаются западноказахстанские таможенники на посту Таскала будет передано под центр приграничного сотрудничества.
Как сообщил начальник департамента таможенного контроля по ЗКО Сержан Дамебаев, в центре будут проводиться встречи руководителей двух областей по приграничному сотрудничеству, здесь будут вести переговоры участники внешнеэкономической деятельности.
Кроме того в центре приграничного сотрудничества планируется создание транспортно-логистического центра.
Таможенный пост Таскала — это самое близкое казахстанское плечо к Европе, географически он также находится на самой границе. В связи с этим здесь планируется строительство складских помещении для проведения операций, связанных с консолидацией грузов и их дроблением.
Данный пост станет своеобразной перевалочной базой для транзитных грузов, направляющихся из Азии в Европу. И Казахстан здесь хочет иметь свою выгоду. А заинтересовать участников международных перевозок мы можем лишь льготными налогами. В связи с этим предлагается создать специальную экономическую зону с льготным налогообложением.
Как известно, существуют международные тарифы по перевозкам, которые очень высоки. А есть внутренние, они — значительно ниже. Так вот казахстанская сторона предлагает следующую схему транспортировки: до центра приграничного сотрудничества грузы будут доставляться по внутренним тарифам, здесь они будут формироваться для отправки в Европу. Таможенники говорят, что это позволит значительно снизить финансовые нагрузки, которые несут и перевозчики, и участники внешнеэкономической деятельности.
На сегодня разработана концепция совместного пункта перехода (СПП). Но как выяснилось, возникает ряд трудностей для ее реализации, в связи с тем, что страны суверенные, у обеих — своих законы, нарушать которые никто не давал права.
Один из основных моментов — правовая проблема: как, находясь на территории другого государства, казахстанские таможенники смогут формировать какие-то административные дела?
Еще один вопрос: финансирование СПП, кто будет его содержать? И третье — это нюансы в законодательствах.
Пока участники ВЭД оформляют свои документы сначала на территории одного государства, затем другого. Отныне процедура оформления импорта и экспорта будет объединена, что значительно ускорит процесс прохождения таможенных процедур. Таможенники будут сидеть в одном здании, но «окошечки» у них будут разные. Экономические интересы государств будут защищены.
Еще один аспект, почему именно этот переход взят в качестве связующего звена для международных перевозок: через два года на железнодорожной станции Семиглавый Мар будет создан железнодорожный терминал, что станет мощным подспорьем для участников ВЭД.
В целом же участок железной дороги ОЗИНКИ-УРАЛЬСК-ИЛЕЦК-ОРЕНБУРГ, проходящий через территорию Казахстана, имеет значительный потенциал и возможность обслуживать и участвовать в развитии нефтехимического и машиностроительного комплекса Запада РК, формировать промышленные грузоперевозки на север, на запад.
Кроме того преимущество потенциального транспортно-логистического узла с примыкающим промышленным блоком в ЗКО на участке границы Казахстана и России в районе п. Озинки позволит активизировать в первую очередь строительство сети современных грузовых терминальных комплексов.
Это же обстоятельство обеспечит значительное повышение инвестиционного рейтинга ЗКО, что необходимо для развития ряда секторов экономики области. А еще — обозначит транспортные возможности для кратчайшего выхода в Западном направлении: российско-азербайджанскую часть Каспия, Кавказ, Иран, юг России, Украину, восточные и юго-восточные направления до восточных морских портов Китая и Юго-Восточной Азии.
Поэтому интерес к этому проекту огромный.
Российская сторона также намерена решить свои проблемы. Правительство Саратовской области уже обратилось в Министерство транспорта РФ с просьбой придания областной автомобильной трассе Энгельс-Ершов-Озинки-граница Казахстана статуса федеральной.
Как отмечают, руководители приграничных казахстанских районов, россияне с воодушевлением восприняли казахстанское предложение о создании специальной зоны и транспортно-логистического узла.
Проект должен заработать уже в следующем году, пока же на уровне правительств двух стран решается вопрос создания специальной зоны и механизма ее функционирования.