Индустрия безопасности – недешевое, но необходимое дополнение к другим сферам бизнеса. Она все более отчетливо позиционирует себя как самостоятельный рынок.
Понятие безопасности не менее многогранно – от предотвращения промышленного шпионажа и контроля над информацией до противопожарных систем и систем контроля доступа.
До кризиса
В 90-х годах прошлого века оборудование систем безопасности ввозилось из-за рубежа: доля импорта достигала 75–90%. По данным различных источников, ежегодные темпы роста составляли от 10 до 35%.
– В докризисное время рынок активно рос в увязке со строительным рынком. Темпы роста строительного рынка были сопоставимы с темпами роста рынка охранных систем, – считает заместитель директора по производству компании GSI Kazakhstan Андрей ЮРКИН.
По данным журнала “Технологии безопасности”, 23% компаний, имеющих лицензии на занятие охранной деятельностью, работают в Алматы, 14% – в Астане, 11% – в Карагандинской, по 9% – в Восточно-Казахстанской и Кызылординской областях. Здесь сосредоточены государственные и банковские учреждения, телекоммуникационные компании, являющиеся одними из основных потребителей.
Доля остальных регионов страны колеблется в пределах 1–5%. Говоря о распределении по областям компаний, имеющих лицензии на поставку и продажу оборудования, а также оказание услуг в сфере безопасности и противопожарной защиты, следует отметить практически равное – примерно по 19% – представительство двух столиц и их большой отрыв от остальных регионов.
Докризисную ситуацию вкратце можно охарактеризовать следующим образом. Продавцы охранных систем, охранные агентства диктовали свою волю клиентам. Все исходили из высоких темпов роста как в строительном секторе, так и на потребительском рынке. Спрос на охранные системы был высок, предложение, как правило, не поспевало.
Крупные компании, продающие охранные системы, выборочно подходили к отбору клиентов. Но те клиенты, кто не мог себе позволить услуги дилеров крупных поставщиков, приходили к мелким.
Во время кризиса
С середины 2007 года кризисные явления затормозили рост на рынке. Но коллапс наступил летом 2008 года, когда продажи охранных систем упали практически до нуля.
Но тот же кризис породил спрос другого свойства. В связи с участившимися случаями краж, разбоев компании озаботились вопросом сохранности своих активов. Только за период с ноября 2008 года по апрель 2009 года число охранных организаций выросло на 300 единиц. Правда, наряду с ростом количества субъектов бизнеса одновременно снижается количество работающих в них людей, поэтому рынок практически не растет, зато заметно деформируется.
Не спасает и увеличение количества заказов. Так, в 2009 году оно выросло по сравнению с прошлым годом в полтора раза: бизнес не может содержать заводы, фабрики, в результате чего расформировываются охранные службы компаний.
Крупные компании смогли остаться на плаву во многом благодаря разветвленной клиентской базе. Они стали перехватывать у мелких компаний заказы, которые в условиях роста экономики казались малоприбыльными. Вследствие чего последние не только под воздействием кризиса, но и по причине уплотнения конкуренции стали быстро разоряться.
Прогнозы
В краткосрочной и среднесрочной перспективе, как указывают участники рынка, наиболее существенным фактором реанимации рынка охранных систем должны стать государственные средства.
Во-первых, те, что направляются на централизованный закуп продукции по линии МЧС. А во-вторых, те, что пойдут на поддержку предприятий и бизнеса и ими же будут реинвестироваться в покупку охранных систем.
Некоторые эксперты начали испытывать осторожный оптимизм. “Уже сейчас я вижу перспективы рынка. Потребитель изучает наши коммерческие предложения, более внимательно относится к качеству продукции. Думаю, до конца текущего года 10–15-процентный рост будет очевидным”, – уверен г-н Юркин.
Лето нынешнего года можно назвать относительно успешным для компаний, специализирующихся на продаже охранных систем. Строительство оживилось, вместе с ним появилась и потребность в охранных системах.
Еще одной точкой роста стали промышленные предприятия, что тоже связано с мерами господдержки.
Примечательно, что в условиях кризиса падение рынка в крупных городах (Алматы и Астана) ощущается заметнее, чем в регионах.
Компании в мегаполисах верят в то, что рынок начнет свой разбег с них – здесь намного больше потенциальных клиентов. Однако вылечить большой организм всегда сложнее, чем маленький. Невысокая плотность конкуренции в средних и малых городах будет способствовать быстрейшему выздоровлению рынка, считают эксперты.
Подробную версию обзора с ответами на вопросы, как формировался рынок, во сколько обошелся “штиль” лета 2008-го и что принесло лето 2009-го, что приводит на рынок разовых продавцов и несертифицированный товар, почему российское стало популярнее и т.п., ищите на сайте www.gazeta.kz с 27 июля.
***
Нашу частную жизнь определяют глобальные экономические процессы. Малый потребительский рынок связан с большим и зависит от него. Конкретные предложения от продавцов охранных систем и сигнализаций для дома и офиса – в рубрике “Охранные системы” на странице 68 и в “Классной газете” каждую неделю.
Евгений Михайлов