Казахстанские природные парки и заповедники в шестой раз примут участие в международном марше парков, который пройдет в Казахстане с 18 по 21 апреля под девизом «Спасем земную красоту!».
Такая международная акция общественной поддержки особо охраняемых природных территорий проводится с 1995 года в России, Украине, Белоруссии, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане и Туркменистане ежегодно. В них традиционно принимают участие до миллиона человек, в основном добровольцев, более 200 государственных и неправительственных организаций стран СНГ.
День Деревьев, Земли и Парков
История акции «Марш парков» связана с экологическим праздником «День дерева», получившим официальный статус 22 апреля 1882 года, а спустя почти 100 лет переименованным в «День земли». С 1990 года темой Дня Земли стали национальные парки. В эти дни проводятся сборы средств в поддержку особо охраняемых природных территорий, музыканты поют песни о природе, проводятся выставки, лекции и беседы.
В предыдущих Маршах приняли участие 23,3 тысячи казахстанцев — школьники, студенты, сотрудники учреждений организаций, бизнесмены, журналисты, местное население, которые посадили 15 тысяч саженцев и почистили до 200 гектаров территории парков от мусора. Кроме того, в рамках акции было проведено более 230 выставок детского творчества, 850 уроков, бесед, лекций, 28 детских научных конференций по теме охраны природы.
В этом году в рамках Марша пройдут традиционные экологические десанты, экомарафоны среди школьников, выставки и познавательные экскурсии, будет открыт бесплатный проезд по паркам и заповедникам.
Руки прочь от одной сотой казахстанской земли!
В некоторых странах, например, в Канаде или США национальные парки почитаются так же, как и государственные символы — герб, гимн, или как святые места. У нас тоже по-своему и довольно своеобразно заботятся об уникальных уголках природы.
В Казахстане насчитывается 6 национальных природных парков и 9 заповедников, которые занимают менее 1 процента территории всей республики. Есть еще и парки местного значения. А проблем у них, как известно, пруд пруди: исчезновение уникальных видов животных и растений, браконьерство, негативное влияние техногенных факторов… Можно перечислять до бесконечности. У бюджета другие проблемы — где отыскать столько деньжищ на содержание парков и заповедников. Хотя, как уверяют знающие люди, рациональное использование охраняемых территорий, с привлечением специалистов туристической отрасли, может принести деньги не только для их охраны, но и значительно пополнить государственную казну. Но за примерами далеко ходить не надо.
По данным специалистов, численность архаров, обитающая в Аксу-Джабаглинском заповеднике Южно-Казахстанской области, неуклонно снижается.
В популяции, состоящей всего из 36 голов, в прошлом году появилось всего два ягненка. Слабое воспроизведение ставит архаров на грань вымирания. И вряд ли делу могут существенно помочь попытки ученых восстановить популяцию архаров при помощи вынашивания будущего потомства другими животными из этого же семейства (так называемый метод «дети из пробирки»), слишком уж малы размеры такой помощи, финансами у эмбриологов не густо. Если ситуация не изменится, специалисты прогнозируют исчезновение архаров на юге республики. Один из возможных вариантов спасения прекрасных животных — расширение популяции за счет заселения родичами из других регионов, например, из Кыргызстана.
Однако, директор южноказахстанского регионального филиала республиканского объединения «Охотзоопром» Михаил Титоров сообщил, что планы по созданию племенного участка «Золотой фонд Азии» по разведению архаров и других редких животных не нашли понимания у сотрудников заповедника, так как участок предполагалось расположить на территории Аксу-Джабаглы. Охрана заповедника тоже не отвечает необходимым требованиям, и главная угроза для архаров исходит от браконьеров.
Тем временем, в Восточном Казахстане экологические неправительственные организации Риддера заявили о недопустимости прокладывания международной трассы Риддер — Горно-Алтайск по территории Западно-Алтайского заповедника. Специалисты считают, что двадцатикилометровый участок новой дороги нанесет существенный урон растительному и животному миру особо охраняемой территории. Поскольку трасса разделит заповедную зону на две части без создания буферной зоны. В центре заповедника уже построен таможенный пост с автопереходом. Как считают экологи, пост расположен на пересечении традиционных сезонных троп животных и рядом с их постоянным летним обитанием в пойме реки Черная Уба. Кроме того, автотрасса увеличит опасность гибели под колесами автомобилей маралов, косуль и лосей, гибнущих в большом количестве во время весенне-осеннего кочевья на приграничной территории России.
По мнению ведущего специалиста Алтайского Ботанического сада Юрия Котухова, строительство дороги нанесет непоправимый ущерб флоре заповедника, включающей растения 800 видов, 338 родов и 84 семейств (60% всей флоры Западного Алтая). Именно на тех участках, где запланирована трасса, растут редкие виды семейства орхидей, а в долине реки Белая Уба замечены интересные для науки новые виды пырейника. Для прокладки новой магистрали планируется проведение взрывных работ, а именно там растут редкие и реликтовые растения с точечным местом обитания.
И вновь романсы о финансах
«Главная проблема жизнедеятельности природных парков и заповедников Казахстана заключается в крайне недостаточном финансировании», заявил заместитель директора Алматинского государственного заповедника Владимир Жиряков.
К примеру, для охраны только названного заповедника, расположенного на 73 тыс. гектарах земли выделен всего 1 автомобиль. Мосты не первый год находятся в аварийном состоянии, один из них разрушен за последние годы селями, но на ремонт сооружения средств не выделяется. Из менее чем 5 млн. тенге ежегодного финансирования заповедника почти все деньги уходят на заработную плату работников. По собственным и приблизительным расчетам, на восстановление и содержание Алматинского заповедника требуется не менее 20 млн. тенге ежегодно.
А согласно данным, приведенным генеральным директором Иле-Алатауского государственного национального природного парка Абаем Бегембетовым, на содержание парка выделяется из бюджета 54 млн. тенге, однако требуется порядка 110 млн.
Так, в 2002 году в Баянаульском национальном природном парке произошло 20 пожаров, ущерб от которых составил 16,5 тысяч тенге. В результате пожаров пострадало 7621,2 гектара лесной площади. Самый крупный пожар был зарегистрирован в конце сентября, когда из степи огонь перешел границы парка и выжег более 280 гектаров молодого леса. Причина банальна — не хватает средства на противопожарные мероприятия. Опять же, из-за нехватки средств в этом же парке была приостановлена реализация ряда проектов. На территории Баянаульского парка расположены более 30 различных объектов, в том числе базы и дома отдыха. Пока туристам предлагают 14 пеших маршрутов. В 2002 году планировалось внедрить два новых — конный и велосипедный, но из-за отсутствия финансирования этот проект пока заморожен. Осталась нереализованной другая идея парка по созданию вольера для диких животных — архаров и косуль.
Проект готов, но средств на строительство вольера в парке тоже пока нет. Предполагалось, что природоохранные мероприятия будут реализовываться в том числе и за счет средств бюджета Павлодарской области, однако в конце концов в финансировании парку было отказано. С 2002 года ежегодное финансирование парка из республиканского бюджета составляет 20 млн. тенге, каковых явно не хватает на поддержание штанов штатных работников парка.
А вот и другой пример. На содержание государственного природного парка местного значения «Медеу», по информации его директора Ермурата Атабаева, из бюджета Алматы должно выделяться 25-30 млн. тенге, а реально доходит лишь треть средств. Однако, директор не унывает. Парк существует второй год, и за это время было освоено 15 млн. тенге, на которые было построено 8 смотровых площадок, установлены беседки и площадки для парковки. В этом году по решению акима Алматы Виктора Храпунова начались проектные работы для строительства канатной дороги от Медео до Чимбулака, чтобы снизить влияние техногенного загрязнения на природный парк.
Планов громадье
Глобальный экологический фонд (GEF), объединяющий более 180 стран мира, предложил создать трансграничный биосферный парк на территории Алтай-Саянской горной системы с участием России, Казахстана, Монголии и Китая. По предложению GEF основой Алтай-Саянского трансграничного парка должны стать территории, определенные в 1995 году Севильской конвенцией как экологические эталоны Земли. Предполагается, что парк объединит Катунский, Тикирекский заповедники и зону покоя «Укок» России, национальный парк «Алтай Тавн Богд» с горным узлом Табын Богдо Оло Монголии, а также Катон-Карагайский, Маркакольский и Западно-Алтайский заповедники, расположенные в ВКО РК. Участие КНР предполагается в присоединении к проекту заповедника «Ханаси».
Особенностью трансграничного биосферного парка является сочетание жестких правил заповедника с компромиссностью природного парка. По рекомендации программы ООН «Человек и биосфера», парк должен строиться по принципу «ракушки». В сердцевине парка находится заповедная зона, «ядро», где запрещено любое вмешательство в окружающую среду и природа сама регулирует свое развитие. Вокруг «ядра» будет разрешена частичная хозяйственная деятельность — ограниченный сенокос, сбор ягод, экотуризм, охота и рыболовство в строго определенных местах. И наконец, во внешнем «слое» будут допускаться определенные производства, а также деятельность научных и общественных структур для долговременного использования природных ресурсов. Например, пчеловодство, мараловодство, разведение и переработка лекарственных трав, ягод, грибов, экотуризм.
Планы министерства охраны окружающей среды несколько поскромнее. Предполагается создание Уральского государственного национального природного парка на территории Бурлинского, Теректинского, Зелновского и Акжаикского районов Западно-Казахстанской области. Ориентировочная площадь парка будет составлять порядка 250 гектаров. На лесовосстановительные работы региона планировалось израсходовать более 7 миллионов тенге. Так что живем пока с планами на будущее и пытаемся навести порядок в родном крае силами маленькой кучки добровольцев.