Спасти казахскую пленницу: каждый третий казахстанец поддерживает традицию похищения невесты - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Спасти казахскую пленницу: каждый третий казахстанец поддерживает традицию похищения невесты

Спасти казахскую пленницу: каждый третий казахстанец поддерживает традицию похищения невесты

В то время как космические корабли под управлением женщин бороздят просторы Вселенной, каждый третий мужчина в Казахстане поддерживает традицию похищения невесты

  • 24 Апреля 2018
  • 3191
Фото - Caravan.kz

Пока в мире женщины возглавляют страны и корпорации, получают Нобелевские премии и наказывают тех, кто посягнул на их достоинство неверным жестом, в Казахстане выпускают сексистские рекламные ролики и вместо открытого обсуждения больных тем предпочитают укрываться уятом. Как спасти казахскую пленницу и побороть гендерные предрассудки, обсудили участники дискуссионного клуба PaperLab в Астане.

Учить нельзя молчать – где ставим запятую?

Исследователь Карлыгаш КАБАТОВА уверена: в школьный курс давно пора ввести предмет “Половое просвещение”. Эксперт провела ряд исследований на эту тему и выяснила: казахстанская молодежь по-прежнему неграмотна в вопросах сексуального здоровья.

– Каждый месяц в СМИ появляются новости о брошенных младенцах. В республике, по разным данным, ежегодно регистрируется до 10 тысяч случаев беременности у несовершеннолетних девочек. У нас почему-то до сих пор подростки считаются детьми, хотя эти дети ведут активную половую жизнь, но при этом не знают, как защищаться от беременности и болезней, – отмечает она. – На Западе половое просвещение начинается в младшем звене: сначала детей обучают основам гигиены, знакомят со строением человеческого тела, включая гениталии, в среднем звене им рассказывают, какие изменения происходят в организме при половом созревании, а в старшем – переходят к вопросам сексуального здоровья и контрацепции. В итоге в Голландии один из лучших показателей в Европе по репродуктивному здоровью.

На одну тысячу девушек в возрасте 15–19 лет приходится 14 беременностей, в Казахстане – 35; абортов – 8 на тысячу девушек той же возрастной категории, у нас – 20. Отец сказал: Будешь в семье, если сделаешь аборт

Кабатова подчеркнула, что в стране отсутствует система защиты репродуктивного сексуального здоровья молодежи, что влечет ряд других больших проблем.

– Есть много разных госпрограмм, где сексуальному здоровью почти не уделяется внимание, а акцент делается на здоровом образе жизни. Нет конкретного ведомства, отвечающего за этот вопрос. Говоря о половом просвещении, логично иметь в виду минобразования и минздрав, но между ними почти нет сотрудничества – по крайней мере, мы не нашли.

Вторая проблема – табу на обсуждение сексуального и репродуктивного здоровья в принципе.

Я провела анонимный опрос среди казахско- и русскоязычной молодежи. В первой группе из 23 респондентов только один сказал, что у него была беседа один раз с кем-то из членов семьи на эту тему. Во второй группе из 34 человек трое-четверо сообщили, что вопрос поднимался в семье.

Бесбармак вместо секса

Где взрослеющим детям искать ответы на вопросы, если семья и школа молчат? Остается Интернет, но это не лучший и далеко не качественный источник информации, говорит Кабатова.

– Половина респондентов сталкивалась с порнографией, пытаясь найти ответы в Сети. Источники были российскими либо украинскими, но у них другой культурный контекст, не такой, как у нас. Ресурсов на казахском языке практически нет, – констатирует эксперт. – При этом даже в самом Интернете отсутствует обсуждение сексуального здоровья. Я сравнила "Инстаграм" в Кыргызстане и Казахстане, где одинаково много аккаунтов для келинок.

И если у наших соседей живо обсуждается всё по этой теме, участницы сообществ пытаются помочь друг другу, то у нас, сколько я ни пыталась найти такие же площадки, обсуждают одни рецепты приготовления блюд!

И даже если девушки время от времени пытаются задавать вопросы о сексе и обо всем, что с ним связано, то получают в свой адрес харрасмент и оскорбления, причем не только от женщин, но и от мужчин, которые непонятно что делают в женских приложениях!

С уятом и без него

Не приоритетную для чиновников тему подхватили международные структуры и местные НПО, но это одноразовые проекты, не позволяющие детям накапливать знания, как в западных странах.

– Есть хорошие проекты по половому просвещению, реализованные Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в колледжах Восточного Казахстана, Кызылординской и Мангистауской областях, давшие конкретные результаты. Если, по данным ЮНФПА, 65 процентов подростков начинают половую жизнь до окончания школы, а 15 процентов – до 15 лет, то после проекта в указанных регионах подростки отложили вступление в половую жизнь. Для сравнения: в Голландии средний возраст начала сексуальной жизни – 17 лет, при том что там половое просвещение ведется с 4-го класса, – замечает эксперт.

Для решения острого дефицита знаний Карлыгаш Кабатова готовит к запуску платформу UyatEmes.kz (дословно – не стыдно), где подростки смогут обсуждать всё, что их волнует в части сексуального здоровья.

– Это будет неформальная, свободная от осуждения и харассмента площадка, где дети смогут задавать вопросы, рассказывать свои истории, чтобы понять – нормально быть подростком и иметь какой-то опыт, который их смущает. Сексуальное недовоспитание

Нашим подросткам не с кем поговорить, может, поэтому у нас такой высокий показатель суицидов?..

Также на сайте будут вестись квесты, интерактивные игры, которые помогут подросткам практиковать навыки в принятии решений – как распознать насилие или что делать, если тебя похитили замуж. Ресурс будет на казахском и русском языках, рассказывает о планах его создатель.

Как они размножаются…

Руководитель управления по укреплению нравственно-духовных ценностей и информационного сопровождения комитета по охране прав детей МОН Гульнаш КОШКАРОВА, присутствовавшая на дискуссии, попыталась парировать доводы экспертов:

– До 2009 года в школах велась валеология, после – предмет “Самопознание”, который интегрирует предметы социального, гуманитарного цикла и направлен на воспитание человека.

Типовые программы, включающие половое воспитание, реализуются через специальные предметы – биологию, химию, физику.

На уроках биологии в 8-м классе есть раздел по размножению и индивидуальному развитию человека по темам: значение размножения, строение тела, оплодотворение, развитие зародыша, возрастные периоды жизни человека. И, наверное, это правильно, что о строении человеческого организма говорит специалист…

Модератор дискуссии попросил чиновницу ответить на конкретный вопрос – связан ли высокий уровень подростковой беременности на юге страны с проблемами в половом воспитании.

– Ужасающие цифры нам известны, более того, комитет по охране прав детей по той тысяче детей, о которых вы говорили, документ для служебного пользования пофамильно собрал по регионам и направил в МВД для детального изучения и принятия мер по каждому факту, – сообщила представитель минобра.

– Почему в МВД? – прозвучал резонный вопрос, оставшийся без ответа…

Консультант по сексуальному здоровью и безопасности, психолог Асель ШАНАЗАРОВА считает, что вводить дисциплину по сексуальному ликбезу в школах преждевременно – ни педагоги, ни дети к этому не готовы:

– Нужно просвещать на нейтральных территориях, и делать это точно должен не учитель.

На что Карлыгаш Кабатова задалась вопросом:

– Кто, если не школа, будет это делать?.. А что касается валеологии: мой младший брат рассказывал: все половое просвещение от мужчины-преподавателя по этому предмету уложилось в одну его фразу: “Абай болындар!” (“Будьте осторожны!”)…

Женщина как трофей

Тем временем образ женщины в Казахстане продолжают нещадно эксплуатировать. Правозащитница и исследователь гендерных проблем Акниет АЛИЕВА заострила внимание участников дискуссии на гендерных стереотипах в казахстанской рекламе.

– Использование таких стереотипов с упрощенными образами женщины и мужчины большинством воспринимаются у нас как само собой разумеющийся факт. Риск в том, что эту модель подхватывает молодое поколение потребителей, находящееся на этапе формирования ценностных ориентиров, – выражает обеспокоенность эксперт.

В большинстве рекламных продуктов мужчины предстают в качестве производителя и поставщика услуг, а женщина – в качестве потребителя.

– Мужские персонажи в рекламе чаще выдают аргументацию, фактологические комментарии – в 20 процентах случаев, а женщины – в 15. Ситуация ухудшается, когда закадровый голос (в 60 процентах роликов это мужской голос) выставляет мужчину в качестве создателя блага. Содержательная часть местной рекламы представляет собой заурядный набор: женщины-домохозяйки и моющие средства, молочная, детская продукция. А мужчины рекламируют автомобили, банковские услуги и образ успешного бизнесмена, – говорит Акниет Алиева.

Такое стереотипное изображение часто формирует предвзятое отношение к женщинам в профессиональной сфере, полагает эксперт:

– На рынке труда женщины у нас представлены в основном в сферах с низкой оплатой труда – в здравоохранении, образовании. "Молчи, а то тебя любить не будут" — девятилетнюю девочку изнасиловал родственник

По официальной статистике, гендерный разрыв между зарплатой составляет около 30 процентов! Также существует список официально запрещенных профессий для женщин.

Наши дамы по-прежнему мало представлены на должностях высшего звена – в роли гендиректоров; на уровне акимов областей, городов республиканского значения нет ни одной женщины, – описывает статус женщины исследователь.

Алиева напомнила нашумевший ролик отечественной компании по продаже авиабилетов.

– Это пример объективизации женщин, предстающих в качестве мужского трофея. Риск в том, что подобный подход приводит к высокому уровню агрессии и жестокому обращению с женщинами. Ежегодно от бытового насилия погибает порядка 400 казахстанок.

Нужно запретить сексистскую рекламу и в целом рекламу, распространяющую гендерные стереотипы.

Существующая ситуация на рекламном рынке сдерживает развитие демократических институтов и влияет на уровень культуры в обществе и толерантность, – заявляет исследователь.

Молодые, да дремучие

Ну а пока эксперты борются за достойное положение женщины в казахстанском обществе, во многих мужчинах продолжает сидеть убежденность в том, что женщина по определению имеет меньше прав, чем они. Казахстанцы продают жен в рабство и сдают в аренду для суррогатного материнства

Социолог Серик БЕЙСЕМБАЕВ привел данные опроса, как казахстанские мужчины относятся к традиции похищения невесты алып кашу.

– Считаете ли вы это преступлением против личности или не видите в похищении ничего страшного, ведь это казахская традиция? – спросили мы мужчин. Второй вариант поддержал каждый третий молодой человек в возрасте от 15 до 29 лет! Это демонстрирует, насколько гендерные предрассудки глубоко укоренены в нашем обществе, и сегодня говорить о них нужно не только где-то абстрактно, в цифрах, докладах, а с позиции того, что они имеют влияние на социальную реальность и принятие политико-управленческих решений, – уверен социолог.

АСТАНА