Спасите Еву! - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Спасите Еву!

Спасите Еву!

25 ноября - тоже женский "праздник", но наоборот.

  • 25 Ноября 2007
  • 1685
Фото - Caravan.kz

В этот день, по инициативе ООН отмечается Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. И к 8 марта, когда женщинам дарят цветы и духи, говорят им комплименты и ласковые слова, этот день относится так же, как тьма к свету…
Первый мужчина, ветхозаветный Адам, как известно из Библии, никогда не бил свою Еву. Жизнь наших прародителей в раю, под опекой и присмотром Господа, была легкой и беззаботной.
Но сегодня, на нашей грешной земле, семейная идиллия зачастую превращается в ад. И лучше всего об этом знают работники Алматинского кризисного Центра «Подруги».
— Насколько актуальна для нашего общества проблема семейно-бытового насилия над женщинами?
Елена Карстен, исполнительный директор Центра:
— Чрезвычайно актуальна, это просто «кричащая» проблема!
Судите сами: только за прошлый год жертвами преступлений на бытовой почве, жертвами «домашнего» насилия и агрессии со стороны мужчин — мужей или сожителей в Алматы стали 9,5 тысячи женщин. Ежегодно по этим преступлениям возбуждается до 5 тысяч судебных дел. 20 — 30 женщин в год мужчины убивают в ходе таких семейно — бытовых конфликтов.
Кроме того, ежегодно регистрируются также по 10 — 20 убийств мужчин, доведенных до отчаяния женщинами — тоже в результате ссор.
Цифры говорят сами за себя. Проблема существует и с каждым годом усугубляется. Количество жертв «семейного» мужского террора растет.
— И тогда, видимо, на помощь приходят организации, подобные вашему Центру?
— Наш кризисный центр был создан в 1998 году и начинался он с деятельности «телефона доверия». По нему оказывалась психологическая помощь женщинам, давалась первичная юридическая информация. Но когда опыт нашей работы показал, что обращающихся по этому телефону очень много, мы решили создать полноценный кризисный центр, где специалисты — психологи, юристы, педагоги, могли бы оказывать помощь большему количеству женщин в разрешении их проблем.
Помимо психологической и юридической помощи встал вопрос: как напрямую уберечь женщин от насилия, дать им возможность укрыться от агрессивно настроенного мужчины? Речь часто шла буквально о сохранении их здоровья и даже жизни! И в 2000 году мы создали приют для женщин, где они могут на какое-то время оторваться от невыносимой домашней обстановки, прийти в себя, определить свои дальнейшие действия. Поначалу это было арендованное здание детского садика, а затем нам удалось купить дом, который и стал приютом.
— И скольким женщинам вы смогли помочь?
— За время деятельности нашего Центра мы оказали помощь более 12 тысячам женщин, подвергшимся насилию со стороны их мужей, а в нашем приюте смогли пройти психологическую и социальную реабилитацию более 550 человек. С самого дня своего основания он постоянно полон, причем зачастую в нем живут и женщины с детьми. Одно это говорит о жгучей актуальности проблемы семейного насилия.
Женщины проживают в приюте от 14 до 56 дней, а в отдельных случаях мы продляем срок пребывания до полного решения проблемы. Некоторые женщины жили и по году. Возбуждение уголовного дела против насильника, развод, раздел имущества — все это зачастую требует немало времени, и поэтому мы помогаем женщинам в этой сложной ситуации.
— А как осуществляется финансирование вашей деятельности?
— Государство сегодня нам ничем не помогает. Из всего опыта нашей работы можно вспомнить разве что подарки детям, проживающим в нашем приюте под Новый год от акимата, да еще акимат пошел нам навстречу при аренде части детского сада — мы платили небольшую арендную плату… Поэтому финансовая основа Центра — гранты и субсидии международных организаций, которые даются под конкретные проекты. Главный наш спонсор — благотворительная организация «ХИВАС» (Нидерланды), которая активно работает по защите женщин от семейного насилия во многих странах.
Рассказывает юрист Центра Алексей Низаев:
— Дело в том, что у нас до последнего времени по закону было определено, что государство не должно и не может финансово поддерживать какие-либо неправительственные организации. Но сейчас положение изменилось, и государство выделяет значительные средства для поддержки НПО. К сожалению, именно по нашему направлению, во многие социально-реабилитационные центры такая помощь не доходит или она недостаточна.
— Кто, в основном, становится жертвой домашних насильников, существует обобщенный социальный «портрет»?
— В основном это женщины, которые находятся, так сказать, достаточно низкого социального уровня: домохозяйки, работающие на низкооплачиваемых или не престижных работах, с невысоким уровнем образования, — рассказывает Елена Карстен. — У них занижена самооценка, самоуважение и зачастую — по вине мужей, которые грубы, нетерпимы в семейной жизни и часто также соответствуют своим подругам по уровню интеллекта, образования и социальному статусу. Но мужчина свои комплексы лечит кулаками — и на самых близких.
Но встречаются и вполне самодостаточные, материально обеспеченные женщины, у которых также мужья позволяют себе физическое насилие по отношению к ним. У них проблемы скорее личностного плана и их решать легче.
Что касается мужчин — насильников, то по нашим исследованиям факторов, которые приводят к такой модели их поведения, достаточно много. Это и поведение родителей будущего агрессора. Если папа бил маму, сын с детства подсознательно впитывает эту модель поведения и переносит ее на свою семью. Если его в детстве унижали, обижали, били — это также накладывает отпечаток на структуру личности. На это накладываются проблемы на работе, проблемы социального и профессионального статуса мужчины, которые в наше напряженное время он должен постоянно подтверждать. А многим это не удается, в результате растут стрессы, и выход находится в агрессии к наиболее беззащитным, к своей семье.
Нельзя упускать из виду и такой фактор, как национальные традиции и обычаи. Мусульманская семья изначально строится на беспрекословном авторитете отца, мужчины, главы семейства, а женщина должна подчиняться и терпеть. Но сегодняшняя жизнь уродливо корежит прежние моральные ценности. Авторитет порой превращается в авторитарность и диктатуру. Неслучайно поэтому, что среди наших женщин почти 85 процентов — из мусульманских семей, с двумя — тремя детьми. Профессиональные и бытовые сложности, трудности социальной адаптации мужчина зачастую пытается компенсировать алкоголем, наркотиками, что опять же ведет к отказу регулирующих центров поведения и — к агрессии в семье.
А главный фактор — безнаказанность. Все тихо, все скрыто, все — в глубине квартиры и очень редко мужчина-насильник получает достойный отпор от женщины. Она — в его власти, она — его вещь. Увы, такое понимание брака отнюдь не редкость в казахстанских семьях…
В Центре «Подруги» с женщинами углубленно работают специалисты-психологи, юристы, они проходят курс социальной и психологической реабилитации. Центр помогает им найти работу, следит за их дальнейшей судьбой. Но свой главный выбор: развестись или остаться жить с мужем, женщины должны делать сами.
К сожалению, программа деятельности Центра не предусматривает работу и с мужьями. Во многих случаях такая работа могла бы помочь в восстановлении нормальных семейных отношений, сохранению семьи. Но сегодня ни сил, ни средств на это нет. Мы едва справляемся с валом жертв семейного насилия, который растет с каждым годом. Это не просто — работа с мужчинами требует немало времени, научно разработанных методик, углубленной работы специалистов.
К словам правозащитников нужно добавить, что сейчас, к счастью, положение стало меняться. Наконец в парламент страны поступил долгожданный проект Закона «О противодействии бытовому насилию». Он одобрен всеми министерствами и ведомствами, активное участие в его разработке принимали НПО. Специалисты считают, что его нормы будут реально защищать жертв домашнего насилия. Закон будет беречь не только женщин, но и всех членов семьи в сфере семейно-бытовых отношений. Закон впервые вводит в правовую практику такие понятия, как «сфера семейно-бытовых отношений» и «бытовое насилие». Дает правовую основу для деятельности центрам оказания помощи жертвам бытового насилия. Что очень важно, по закону теперь предусматривается административная и уголовная ответственность за правонарушение и преступление в сфере семейно-бытовых отношений.
Вначале это будет официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия, и если такая мера не поможет, то уже в судебном порядке будет вводиться ограничительная мера. Что еще важнее — за лицами, совершившими акт бытового насилия, будет устанавливаться профилактический контроль со стороны полиции, насильник уже будет чувствовать себя у нее «на крючке». А если подконтрольный человек нарушает правила, вновь пытается «распускать руки» по отношению к жене и детям, то, на основании постановления судьи, его привлекут к ответственности в порядке, установленном законом. Теперь по заявлению потерпевшего или органа, осуществляющего защиту — того же приюта или правозащитной организации, — мужчина — насильник может получить и уголовную ответственность и реальный тюремный срок.
Домашнее насилие — зло всего нашего общества. И работать над проблемой должны не только энтузиасты, но и государство, и общество в целом.

Фото с сайта http://newsvm.com/