Ночью 7 января 27-летний офицер погиб – вместе с сослуживцами он защищал Академию от налета террористов в Алматы.
“Очень патриотичный, порядочный, отзывчивый”
“Божий одуванчик”, – с нежностью говорит о погибшем его коллега, Андрей:
– В эти тяжелые дни мы вместе охраняли Академию, чтобы не допустить проникновения внутрь террористов. В ночь с 6 на 7 января боевики наступали, стреляли. Неизвестна была их численность, еще туман, плохая видимость… Огонь не прекращался. Когда стрельба закончилась, Жандос находился в двух метрах от меня, раненый. Мы его схватили и на руках понесли в военный госпиталь. Вскоре сообщили, что он скончался. Четыре года он был рядом со мной, очень патриотичный, порядочный, отзывчивый…
Коллега Жандоса, Дидар с трудом сдерживала эмоции во время разговора и попросила дать время, чтобы собраться с мыслями. Позже написала, что знала старшего офицера Жагалбаева с 2017 года:
– Он был общительным и сообразительным парнем. В отличие от своих ровесников, предпочитал спокойное времяпровождение. Летом 2021 года Жандос женился, он был хорошим семьянином, почтительным и заботливым сыном. Всегда жизнерадостный, позитивный. У него было столько планов на будущее! Трудно говорить о нем в прошедшем времени… Горько осознавать, что его планам не суждено сбыться. Хочу поблагодарить его родителей за то, что вырастили и воспитали настоящего офицера, достойного гражданина нашей страны.
Кто мне скажет теперь: “Мам, люблю вас!”
Жандос Жагалбаев родился в селе Бестерек Урджарского района Восточно-Казахстанской области. Как рассказали по телефону близкие погибшего, он рос очень нежным, светлым, любознательным, аккуратным ребенком. Хорошо учился, имел много друзей. Не выпрашивал у родителей гаджеты, зато читал книги. Заботился о младшей сестренке.
Мама погибшего офицера, Маржан, с трудом говорила по телефону:
– Я вам не могу передать свое горе словами, описать, что чувствую… Отец Жандоса плачет, я его таким никогда не видела. Очень переживаю за сноху, она ведь будущая мама. Привезти ее к нам из Алматы мы пока не сможем – слишком большое расстояние и неспокойно еще.
Когда женщина немного успокоилась, я попросила ее рассказать о сыне.
– Он у меня очень добрый, улыбчивый, доброжелательный, открытый… В день мы с ним по 2–3 раза созванивались. Он всегда обращался ко мне на “Вы” и в конце разговора говорил: “целую, мам”, “мам, люблю вас”. Кто мне теперь это скажет? Я хотела, чтобы сын стал стоматологом и с 8–9 класса мы начали готовиться к ЕНТ. Принесла ему кучу учебников, тестовых заданий по биологии. А он пару дней позанимался, и сказал – мне биология вообще не интересна, как и все эти крысы, мыши, бабочки. Я люблю историю и хочу поступить на юридический факультет. Брал тестовые задания по Всемирной истории и быстро решал на отлично. Поехал в Семей, поступил на военную кафедру Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. В 2016 году получил диплом и звание лейтенанта. Работал в налоговой, юстиции… Потом решил поехать в поселок Маканчи и собрать документы для несения службы в погранотряде. С другом они сами собрали все документы, прошли медосмотр. Через 8 месяцев вышел приказ, сына взяли на службу. В 2017 году он отправился в Алматы устраиваться на работу – ни квартиры, ни знакомых, ни близких родственников в городе у нас не было.
Офицер мечтал купить жилье – своего гнездышка у семьи нет
7 декабря 2019 года в Алматы Жандос познакомился с Ботагоз. А 7 января 2021 года в романтической обстановке с видом на ночной мегаполис предложил ей руку и сердце. Всё было так красиво, трогательно, что у девушки навернулись слезы радости.
– Когда мы еще встречались, он говорил, что хочет завести со мной семью, купить большой дом с террасой, чтобы наши дети по нему бегали, играли, – вспоминает Ботагоз. – Очень хотел поставить кофемашину и по утрам не спеша пить кофе, наблюдая за детьми. Мечтал иметь барбекю-зону и баню, в выходные приглашать родных и друзей в наш дом. Вообще, он очень любил уют, домашнюю еду. Обещал, что будет не только моим мужем, но и братом, отцом, другом. Так и получилось. Он меня поддерживал во всем. Мы любили долгие прогулки и разговоры на разные темы, часто ходили в кино, пересмотрели все фильмы и сериалы. Нам нравилось быть в компании друг друга дома или на природе, мы вместе учились кататься на лыжах. Как человек, он очень разносторонний: много читал, изучал историю разных стран. Нашей мечтой было поехать в Японию, Египет, чтобы увидеть всё то, о чем написано в книгах. Также Жандос великолепно знал историю Казахстана. И мы мечтали путешествовать по самым красивым местам нашей страны. А в работе он мог всегда доказать свою правоту на основании Закона. Человек слова, всегда выполняющий свои обещания. Я была очень счастлива с ним, чувствовала заботу, поддержку, любовь. Даже за это короткое время хочу сказать спасибо Всевышнему за такого мужа!
По словам Ботагоз, Жандос очень хотел участвовать в партнерских родах, чтобы встретить их дочку первым. Постоянно обнимал животик жены, разговаривал с еще не родившейся малышкой. Ждал каждый прием у врача, чтобы на УЗИ увидеть ее ручку, ножку…
В этом году офицер хотел взять ипотеку, чтобы у семьи, наконец-то, появился свой угол – они жили в арендованной квартире. Но все их мечты разбились в один трагический день.
Сейчас будущая мама в растерянности – без кормильца ей не потянуть покупку квартиры, аренду жилья в мегаполисе. Выйти на работу она тоже не сможет в ближайшие год-два (по профессии девушка инженер-строитель). Жена погибшего офицера признается, что чувствует себя незащищенной и пока не имеет представления – где и на что ей жить дальше? Говорит, конечно, есть поддержка родных и близких, но хотелось бы обеспечить дочери стабильное будущее и свой кров. Как и мечтал ее отец, который погиб, защищая свою страну.
“Мы работаем, чтобы защищать родину и никаких отговорок не должно быть”
Мистическое совпадение – ровно через год после предложения руки и сердца, 7 января 2022 года, офицер погиб…
– Вечером 4 января мы легли спать, а в 3.30 ночи мужа вызвали на работу, – продолжает Ботагоз. – Я положила ему в пакет манты, чтобы они всей командой ночью поели. После этого они не ели и не спали сутки! Он мне говорил – мы работаем, чтобы защищать родину и никаких отговорок, опасений не должно быть, потому что это мой долг и мой выбор. Мол, душа лежит к этой работе… Помню, как во время карантина Жандос жил на работе целых 3 месяца и не выходил домой. Нехорошее предчувствие было у меня в час его смерти. Супруг не брал телефон, звонила ему постоянно. Я была одна в квартире и рыдала. Но потом взяла себя в руки – наш будущий ребенок всё чувствует. А вскоре позвонила мама, потом приехали родственники, всё рассказали. Мне стало плохо… Не восполнит мне никто и ничто эту утрату, не загладит эту боль, черную дыру внутри меня. Не вернет часть моей души, которую отобрали так рано. Он был всем для меня! Почему так несправедлива жизнь?
Похоронили старшего офицера в родном Бестереке.
– Многие пришли проводить Жандоса в последний путь, наверное, более тысячи человек, – говорит его тетя, Алия. – Приехали военные, командир погранотряда, аким Уржарского района. Зачитали соболезнования от председателя КНБ Сагимбаева, акима ВКО Ахметова, указ Президента Казахстана о посмертном награждении Жандоса орденом “Айбын” II степени. Проводили нашего ребенка в последний путь со всеми почестями… Командир сказал, что Жандос воевал не за орден, он не думал об этом. Воевал, потому что принес присягу, до конца был честен и исполнил свой долг. Не струсил, не сбежал. Знаете, нам очень больно…
Редакция газеты “Караван” выражает соболезнование родным погибших военнослужащих и полицейских, выполнявших свой долг перед Родиной в тяжелые для страны дни.
P. S. Уважаемые читатели! По техническим причинам в бумажном варианте издания газеты "Караван" в материале "Спасибо Всевышнему за такого мужа" вышла фотография погибшего офицера вместе с его коллегой. Извините, мы просто потерялись в большом объёме присланных фото.
Приносим извинения всем, чьи чувства были задеты. И ещё раз выражаем искренние соболезнования родным, коллегам и друзьям погибшего офицера.
АЛМАТЫ