Союз "Медведя" и "Дракона": что дальше? - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-3 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Союз "Медведя" и "Дракона": что дальше?

Союз "Медведя" и "Дракона": что дальше?

На сегодня новостью №1 в международной жизни, безусловно, является проведение совместных военно-морских учений России и Китая.

  • 15 Августа 2005
  • 1116
Фото - Caravan.kz

Назначенные на 18-25 августа 2005 года российско-китайские совместные военные учения «Мирная миссия-2005» задолго до своего начала привлекли повышенное внимание военных, политиков и экспертов разных стран.
Истокам подобного стратегического партнерства посвящены сотни официальных заявлений и газетных статей с той и другой стороны, описывающих общие и не совпадающие национальные интересы, амбиции и видение друг друга.
В тоже время договоренность о проведении первых в истории совместных российско-китайских военных учений была достигнута в ходе визита министра обороны РФ Сергея Иванова в Китай 12-13 декабря 2004 года. Их целью является отработка взаимодействия сторон при отражении террористических атак.
Но факт остается фактом — сегодня все становятся свидетелями укрепления и расширения партнерских отношений между двумя государствами — лидерами Центрально-азиатского региона.
Итак, произошло то, во что многие верили с большим трудом, а именно — начался процесс сближения двух стран, способных оказывать влияние на Азиатско-тихоокеанский регион. Начало союза ознаменовалось проведением первых российско-китайских учений, которые планируется провести с 18 по 25 августа 2005 года в три этапа. Официально об этом начальники Генштабов России и Китая объявят 18 августа во Владивостоке.
Стоит отметить, что отряды российских и китайских кораблей участвующих в военных учениях «Мирная миссия-2005» на Дальнем Востоке, 13 августа начали совместную развернутую базовую подготовку, а 14 и 15 августа в море совместно практически отрабатывали все предстоящие мероприятия по учению: применение оружия, десантные действия, совместный военный парад.
Первый этап состоится 18-19 августа на территории Дальневосточного военного округа. Он пройдет во Владивостоке в формате военно-политических консультаций на уровне начальников генштабов России и КНР.
Второй и третий этапы учения — практические. 23-25 августа в море из китайского порта Циндао выйдут отряды двух кораблей — России и Китая. Они проведут совместные учебные операции, направленные на отработку борьбы с террористами и морскими пиратами.
От России в них примут участие в основном части и подразделения ДВО и Тихоокеанского флота (в составе отряда — большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников», эсминец «Бурный», большой десантный корабль БДК-11, два корабля обеспечения — танкер «Печенга» и спасательный буксир СБ-522), а также подразделения Псковской дивизии ВДВ, 17 самолетов дальней и военно-транспортной авиации включая 2 стратегических ракетоносца Ту-95МС, четыре Ту-22МЗ, звено модернизированных истребителей Су-27СМ, несколько военно-транспортных самолетов Ил-76.
На побережье высадится рота морской пехоты, поддержанная группировкой кораблей ТОФа, в том числе большим противолодочным кораблем и дизельной подводной лодкой класса «Варшавянка».
От Военно-морских сил Китая в совместных учениях примут участие более 60 надводных кораблей и подводных лодок, более 8 тысяч солдат и офицеров. Кроме того, при совместном применении оружия и в блокадных действиях — около 10 кораблей, в том числе 2 подводные лодки.
Планируется, что в совместных маневрах примут участие более 11 тысяч российских и китайских военных разного рода войск. По сообщению ИТАР-ТАСС с российской стороны в учениях будут участвовать около 3 тысяч военнослужащих из состава ВВС, ВДВ и ВМФ.
Интересно отметить, что на учении китайская армия будет представлена практически такими же сухопутными силами, но численность их будет в два раза больше. Там, где у России рота, у Китая — батальон.
В данном случае интригующе выглядит сценарий военных учений. Так, согласно сценарию учений определены три условных государства на территории России и Китая. Шаньдунский полуостров, на котором пройдут боевые учения, станет третьим условным государством, где на почве этнических разногласий произошли серьезные волнения с боевыми столкновениями.
В связи с нестабильной ситуацией внутри страны, по плану учений, условное государство Шаньдунский полуостров обратится к ближайшим соседним государствам, к ООН с просьбой оказать помощь и стабилизировать ситуацию внутри страны.
Условного противника будут изображать китайские военнослужащие из Дзиняньского военного округа.
В ходе учений все корабли будут демонстрировать свои возможности по решению типовых задач:
— противолодочные корабли будут искать подводные лодки, находить их с помощью всех имеющихся средств, в том числе вертолетов и применять различные средства поражения для их условного уничтожения;
— ударные корабли наносить удары по надводным кораблям, которые будут обозначены щитовыми мишенями, а также отражать нападение воздушного противника применением зенитных и ракетных комплексов.

Условной целью «Мирной миссии» будет являться помощь в наведении порядка в «государстве на территории китайской провинции Шаньдун», в котором произошли волнения на этнической почве. Сценарием игры предусматривается ситуация, когда вооруженные силы двух стран получают приказ «не допустить к месту проведения миротворческой операции флоты третьих стран».
Кульминацией учений станет высадка немногочисленного десанта — по 100 человек от каждой из сторон на Ляодунском полуострове в районе Порт-Артура.
Стоит отметить, что российско-китайские учения пройдут под пристальным вниманием многих стран, в том числе и США.
Так на пресс-конференции в Пентагоне 10 августа 2005 года заместитель командующего региональными операциями Пентагона, бригадный генерал Картер Хэм сообщил, что военное ведомство США будет «наблюдать» за учениями Китая и России.
В этом случае симптоматичным выглядит интервью начальника Генерального штаба Вооруженных сил России Юрия Балуевского киностудии Народно-освободительной армии Китая (НОАК), когда высокопоставленный военный упомянул о возможности проведения в перспективе еще более масштабных российско-китайских маневров, а также назвал в числе задач, стоящих перед вооруженными силами двух стран, борьбу с международным терроризмом и сепаратизмом.
По словам главы китайского военного ведомства Цао Ганчуаня, Россия и Китай располагают «великими армиями, имеющими славную историю и высокий уровень боевой подготовки».
«Мы можем поучиться друг у друга, передать друг другу полезный опыт, а наши офицеры и солдаты смогут улучшить взаимопонимание и укрепить боевое содружество», — сказал китайский министр.
Министр обороны России Сергей Иванов в свою очередь заявил, что в российско-китайские военные учения августа 2005 года не должны вызывать озабоченности у других государств. «Если это вызывает интерес, озабоченность, — что угодно, — то это их проблемы», — заявил С.Иванов журналистам во Владивостоке в воскресенье.
В то же время, несмотря на торжественное настроение, царящее в высших эшелонах власти КНР и РФ, вокруг совместного учения «Мирная миссия-2005» постоянно возникают спутники в виде вопросов, на которые в настоящее время трудно найти ясные и исчерпывающие ответы.
Так встает резонный вопрос об отсутствии правдоподобной основы проводимым совместным учениям, так как ни дальняя авиация, ни подводные лодки не нужны для миротворческих акций или антитеррористических операций.
В то же время многие из наблюдателей понимают, что, несмотря на размах, учения носят тактический характер. И данные учения многие склонны рассматривать, как игру мускулами КНР в затянувшемся конфликте в отношении решения вопроса по Тайваню.
«Если они (учения) пройдут на берегу с привлечением военно-морских сил, на острове это будет однозначно воспринято как репетиция вторжения на Тайвань», — заявил политический эксперт правящей Демократической прогрессивной партии Тайваня Лай Ичун.
Уже сейчас становится очевидной возрастающая роль российско-китайских учений. Уже сам факт их проведения свидетельствует о постепенном сближении позиций между политическим руководством двух стран, чей стратегический союз может кардинальным образом изменить существующий баланс сил в азиатско-тихоокеанском регионе.
Принимая во внимание активизацию действий на внешнеполитической арене Пекина и Москвы в Центральной Азии, можно уже сегодня прогнозировать динамичное развитие ситуации в регионе, которая становится в некотором смысле «накаленной» и политически труднопредсказуемой.