Новое поколение граждан, живущих в бывших республиках Советского Союза, уже по-другому относится к общим ментальным ценностям своих родителей. Об этом порталу inbusiness.kz рассказала Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета, сотрудник представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии.
В данном материале автор рассуждает о том, что бывшим советским республикам нужны новые общие ценности и стимулы. По мнению эксперта, гуманитарное сотрудничество очень важно для сохранения связей между постсоветскими республиками, и в первую очередь для стран – партнеров по ЕАЭС.
Мы решили обсудить эту тему несколько под другим углом, затрагивая более внутренние моменты. Насколько важен вопрос соприкосновения советской ментальности со взглядами молодого поколения в Казахстане? Как отголоски советского прошлого влияют на структуру различных процессов в стране и как казахстанскому обществу и властям грамотно использовать свой исторический опыт? Эти и другие вопросы корреспондент медиа-портала Caravan.kz обсудил с общественным деятелем Муратом Телибековым.
— Мурат Айтжанович, существуют ли определенные сложности в выстраивании отношений между людьми советского уклада и более молодым поколением в нашей стране?
— Не думаю, что между поколениями возникают сложности идеологического характера. Во все времена между детьми и родителями существовали противоречия, различия во взглядах. Это нормальное явление. Однако базовые ценности всегда остаются незыблемыми. В качестве примера хочу привести отношение общества к религии. Меня всегда удивляет контингент верующих во время пятничного богослужения в мечети. В одном месте собираются люди разного возраста, национальности, социального статуса, ментальности. Оказалось, что у разных людей так много общего.
— Насколько, по-вашему, советское прошлое Казахстана влияет на нынешние процессы внутри нашей страны?
— Сам факт того, что в руководстве страны находится много людей, выросших, воспитанных и получивших образование в советский период, говорит о многом. Если взглянуть на происходящее в контексте исторического развития, невозможно в одно мгновение оборвать все связи с прошлым. Для меня настоящим откровением стала реакция общества на шествие под названием «Бессмертный полк». Я был поражен эмоциональным состоянием людей, которые выходили на демонстрацию с портретами погибших ветеранов. Это говорит о многом. Советские традиции прочно укрепились в сознании людей. Нравится нам это или нет, но с этим необходимо считаться.
— Можно ли сказать, что отношение к советскому прошлому в Казахстане очень двояко, неоднозначно, иными словами, «от крайности к крайности»? Если да, то чем это обусловлено?
— Конечно же, невозможно добиться того, чтобы все люди мыслили и чувствовали одинаково. Одни проклинают советское прошлое, другие, напротив, возводят его в культ. Большое влияние оказывают СМИ. Двоякое отношение во многом объясняется сильным социальным расслоением общества. Люди, которые оказались на вершине материального благополучия, стремятся сохранить это положение и поэтому прилагают все усилия к тому, чтобы не допустить возвращения к прошлому; те, кто оказался в бесправном, бедственном положении, напротив, лелеют мечту о былых временах. Нельзя отрицать и тот факт, что имеет место целенаправленная пропаганда с целью дискредитировать конкурирующую идеологию. Такая борьба была и будет продолжаться до скончания веков.
— В вышеописанной публикации особое внимание уделяется теме Великой Отечественной войны. Опрос студентов вузов Казахстана, Кыргызстана и России на тему "Что для вас означает ВОВ и как вы к ней относитесь?" показал, что молодежь испытывает прагматическое отношение к Великой Отечественной войне. Результаты опроса таковы: не надо устраивать затратных помпезных мероприятий, война – это трагическое событие нашей истории, День Победы – это день памяти. Что вы думаете по этому поводу?
— Государство испытывает острую потребность в идеологическом подкреплении проводимой политики. Когда в обществе нарастают экономические проблемы и повышается градус социального напряжения, то в качестве холодного компресса используются лозунги национального величия. В России и Казахстане отношение государства к Великой Отечественной войне разное. В Кремле эту историю используют, чтобы заручиться поддержкой народа правящих кругов в противостоянии с Западом и отвлечь от экономических неудач. Кстати, обратите внимание на смешной парадокс. Официальные идеологии сегодня с гордостью говорят о великой победе, но в то же время тщательно отмежевываются от коммунистических идей и ее лидеров, которые привели к этой победе, то есть победа над фашистской Германии – это очень хорошо, а Сталин и КПСС – это ужасно и отвратительно.
— Отголоски советского прошлого зачастую проявляются и до сих пор – как в каких-то бытовых вещах, так и в более крупных масштабах. На ваш взгляд, какие уроки нужно вынести нынешнему поколению Казахстана? Какие моменты из советского прошлого Казахстана молодежи следует рассматривать как пример, а на каких твердо поставить точку?
— Во-первых, мы должны понять, почему великая держава потерпела фиаско и рухнула в мгновение ока. Приведу в качестве примера высказывание американского журналиста о Советском Союзе в 80-е годы прошлого столетия. «В любой стране количество умных и глупых людей примерно одинаково. Однако если в Европе и США по мере приближения к верхним этажам власти встречается больше умных людей, то в Советском Союзе почему-то наоборот – чем крупней государственный деятель, тем он глупей и непорядочней».
Какие моменты следует рассматривать в качестве примера? Прежде всего гуманность советского государства, которой сегодня катастрофически не хватает. У меня была большая надежда на программу «Рухани жангыру». Пожалуй, это первая попытка сформировать национальную идеологию в современных условиях, — резюмировал г-н Телибеков.