А также — совершенствование оперативной и боевой подготовки, с упором на организацию и проведение операций антитеррористического характера.
Таким образом, мы становимся свидетелями постепенно меняющейся в лучшую сторону ситуации с финансированием и иным материальным обеспечением казахстанской армии.
Поэтому в среднесрочной перспективе можно ожидать и повышения уровня боевой подготовки родов и войск казахстанской армии.
Этому во многом способствуют и постоянно проводимые крупномасштабные стратегические учения, такие как «Сары-Арка-2005″, «Шыгыс-2005», «Или-2005», в том числе на международном уровне — «Степной орел-2005», «Рубеж-2005», «Боевое содружество — 2005», «Баланс Жардем-2005».
Конечно, привлечение к учениям различных родов войск позволяют вооруженным силам находиться в постоянной боевой готовности, поддерживать тот высокий уровень, который позволяет в максимально сжатые сроки появиться в том или ином районе Республики.
Далее начинаются оперативно-тактические действия по обнаружению, локализации и ликвидации вооруженных формирований, которые проникли на территорию Казахстана с целью дестабилизировать обстановку, организовать и провести террористические акты, захватить заложников.
Как видим, все учения носят заранее запрограммированный характер. Сценарий учений вполне стандартен для нашего времени. Как правило, вооруженное бандформирование проникает на территорию страны и угрожает безопасности людей. Задача спецподразделений, поддерживаемых общевойсковыми соединениями в качестве усиления, а также при содействии с войсками МВД и АЧС — блокировать и уничтожить противника.
Подобные сценарии изменяются лишь по нескольким параметрам, которые может определить любой человек, интересующийся проведением учений:
время года;
география проведения учений (Алматинская, Акмолинская обл. и др.);
место проведения учений (степь, горы, населенный пункт, трасса и т.д.)
состав участников учений со стороны ВС РК (спецподразделения, ВВС, ВМФ);
участие других министерств и ведомств (МВД, МЧС);
вид учений (десантно-штурмовые учения, тактико-специальные учения, оперативно-технические учения);
масштаб учений (международные, национальные).
Но что показательно: от общепринятых стандартов никто не отступает. В результате чего создается впечатление, что учения проводятся по одному и тому же сценарию, по которому как предполагается, будут действовать и террористические организации.
При этом мало кто учитывает реально сложившуюся ситуацию, связанную с наличием слабо охраняемой границы республики практически по всему периметру. Конечно, в этом случае бандформирования могут пересечь казахстанскую границу и быть застигнуты врасплох на подступах к какому-либо населенному пункту.
В то же время статистика показывает, что вылазки бандформирований и переходы их через госграницы в Центральной Азии в последнее время не отмечались.
И причина тому одна — в республиках региона и без того накопилось значительное количество стрелкового оружия. Его не нужно нести на себе через границу, подвергая все мероприятие риску.
Становится очевидным, что любое формирование, планирующее террористический акт не будет по горным тропам пересекать границу Казахстана, имеющего одну из самых больших площадей в Центральной Азии, и наличие населенных пунктов, разбросанных на расстояние в несколько десятков километров друг от друга.
Учитывая факторы большой площади и слабого пропускного режима на границе, потенциальным группам риска гораздо целесообразнее легально перейти (переехать на ж/д, автотранспорте) границу и доехать до места проведения акции спокойно, без всякого рода эксцессов, открыть уже заранее организованно укомплектованный схорон с оружием и боеприпасами, и приступить к реализации своих планов.
И вот этот (наиболее реальный) вариант развития событий и рождает массу вопросов по учениям.
Допустим, группа была обнаружена в населенном пункте, и началась операция по ее блокированию. Но почему террористы должны захватить заложников в каком-то малонаселенном пункте, а не в крупном городе?
Ведь чем больше людей, тем легче раствориться в толпе и уйти от преследователей.
В этом случае уделяется незначительное внимание действиям спецподразделений по локализации и уничтожению группировок на территории таких городов как Астана и Алматы.
Принимая во внимание тот факт, что выбираемые для проведения учений населенные пункты, располагают максимум 4-х этажными постройками, можно с большой долей вероятности предположить, что террористические организации, обнаруженные в крупных городах и занявшие круговую оборону в высотных домах будут представлять трудность для спецподразделений. А все потому, что для них не запланированы и не проработаны схемы действий по проведению спецопераций среди подобного рода архитектурных сооружений в условиях мегаполиса.
Следующее, довольно серьезное упущение: все учения рассчитаны на подавление теракта исключительно в одном месте. Упускается из виду одновременное появление террористов в двух, трех и более населенных пунктах РК. Этот фактор никто не учитывал, предполагая, что подобный сценарий развития событий нереален для Казахстана. Но, если вдруг…Сможет ли спецподразделение КНБ «Арыстан» и маневренная десантно-штурмовая группа «Боран» Пограничной службы среагировать на реализацию подобного сценария со стороны террористических групп?
Конечно, проводимые учения, включая и последнее десантно-штурмовое учение на полигоне близ Астаны, показывают уровень подразделений ВС Казахстана, в том числе и боеготовность управления и подразделений вновь сформированной десантно-штурмовой бригады, а также дают возможность оценить действия частей и подразделений боевого обеспечения по выполнению ими своих функциональных задач.
Но нельзя забывать, что и террористические организации имеют в своих рядах профессионалов по подрывному делу, рукопашному бою, стрельбе и т.д. Кроме того, надо учитывать, что организациями подобной направленности руководит «мозговой центр» — штаб, в котором до мелочей разрабатывается та или иная операция.
И в этом случае нельзя исключать факт его информированности о направлениях и сценариях проведения учения Вооруженных Сил Казахстана.
А наиболее актуален для Казахстана следующий вопрос: какой план выберут «организаторы» подобного рода акций из-за рубежа, ведь становится очевидным что те стандартные сценарии, разыгрываемые нашими вооруженными силами, повторяют друг друга, а потому вряд ли будут приняты в качестве основного плана по вторжению на территорию Казахстана.