Соседский Интернет - Караван
  • $ 490.84
  • 536.88
+15 °C
Алматы
2024 Год
11 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Соседский Интернет

Соседский Интернет

Окончание, начало см.здесь

  • 15 Августа 2008
  • 1355
Фото - Caravan.kz

Не первый год газеты, столбы, заборы, Интернет, который в этом смысле сильно смахивает на забор, — пестрят объявлениями купцов от спутникового интернета.
Пример продавцов и установщиков оборудования — http://www.satnet39.ru/satinternet.html.
В силу того, что симметричный спутниковый канал домашнему пользователю или малому предприятию заведомо не по силам, говорить о нем не будем. Асимметричный же некоторое распространение получил.
Первоначальные затраты для пользователя на оборудование и установку — 7-8 тыс. рублей. Входящий трафик недорогой. В качестве запросного канала используется в большинстве случаев GPRS. Очевидно, что иные способы нерентабельны.
В целом, работает неплохо. Однако сказать, что дешево, можно только с натяжкой. Ведь платить приходится и за сотовую телефонию. Да и телефон часто приходится для этого покупать отдельный.
Самые же главные минусы — сложные настройки оборудования, какая-то маниакальная страсть провайдера к смене настроек. Порой это случается, чуть ли не каждый месяц. Вынужденная перестановка операционки, например, ведет к необходимости перенастроек спутникового приемника, что даже для опытного пользователя не так просто. Приемник для ноутбука гораздо дороже, чем карта для обычного компьютера, что фактически делает спутниковый Интернет плохо совместимым с ноутбуком.
Спутниковый Интернет в варианте запросного канала по GPRS непригоден и для удаленного управления сайтом, отсылки фотографий и иной объемной информации, для IP-телефонии и т.д. Это инструмент для скачивания. Не более. Я пользовался спутниковым доступом около года, потом от него отказался по вышеназванным причинам. Хотя в сельской местности он, по сути, единственно возможный вариант.
Говорить о доступе Wi-Fi можно применительно к отдельным учреждениям. В некоторых из них работают локальные сети с доступом в Интернет. В фойе главного здания Калининградского государственного университета им. И. Канта на ул. Александра Невского на моих глазах студенты с ноутбуками занимались делом.
В Светлогорске, в санатории «Волна» я сам во время Всероссийской конференции по электронному правительству при помощи КПК читал новости и пользовался почтой. Так что Интернет по Wi-Fi постепенно становится распространенной услугой в учебных заведениях и местах отдыха.
В гостиницах — это пока редкость. Есть слухи о том, что Wi-Fi есть в некоторых общежитиях, студенческих, в частности. О работающих сетях WiMax в Калининградской области я не слышал.
В конце прошлого года было объявлено, что в соответствии с госпрограммой подключения школ, все школы Калининградской области к Интернету подключены. Однако материалов по исследованию эффективности этой работы, по методическому обеспечению применения Интернета в учебном процессе мне видеть не приходилось. Да и на конференции по электронному правительству в последние дни мая в Светлогорске эта тема не прозвучала.
Летом прошлого года по заказу проекта TASIS «Развитие административного потенциала Калининградской области» силами студентов и сотрудников Российского государственного университета им. И. Канта было проведено выборочное обследование населения Калининградской области.
Исследование уникально. Подобной работы я не встречал ни применительно к другим регионам России, ни Казахстана и постсоветских республик.
Было опрошено 2561 человек, жители городов и сельской местности Калининградской области возраста от 15 до 72 лет, мужчин 45,3 %, женщин — 54,7 %.
72 % опрошенных — трудоспособное экономически активное население. Высшее и среднее профессиональное образование имеют 75,7 % опрошенных.
Опрос проводился по месту жительства.
Из общего количества респондентов почти 60 % взрослых используют Интернет (1526 чел.), а количество взрослых, использующих мобильный телефон, составляет 90,7 % (2322 чел.).
Из 786 детей (то есть лиц моложе 15 лет), зафиксированных в анкетах, 122 человека используют Интернет, 260 пользуются мобильным телефоном.
Более половины респондентов имеют ежемесячные заработки от 4 до 12 тыс. руб. и почти четвертая часть (23 %) получают зарплату выше 15 тыс. руб.
Стационарный телефон из числа опрошенных имеет 70 % респондентов. Желание его установить в ближайшее время высказали только 6, 4 % респондентов, а 23, 9 % вообще не собираются его устанавливать. Это можно объяснить тем, что жители области владеют в большинстве своем мобильными телефонами и установка дополнительно стационарных — лишние расходы. Жители Калининграда имеют максимальную телефонизацию своих квартир (83 %).
У 39,5 % опрошенных, компьютер в домашнем быту отсутствует. Планируют приобрести компьютер в ближайшие 12 месяцев только 188 человек. Чуть больше 50 % опрошенных (1402 человека) имеет один компьютер, 5,4 % (139 респондентов) — два компьютера, четыре респондента — 3 компьютера, два — 4 компьютера и один — 5 компьютеров.
На вопрос о том, где респонденты научились пользоваться компьютером, почти 30 % ответили, что пока не умеют этого, еще почти 30 % научились пользоваться компьютером самостоятельно. Роль школы в обучении признали приблизительно 10% респондентов. Обучение у друзей и на работе соответственно выделили приблизительно по 7 %.
Половина респондентов не умеют пользоваться Интернетом, чуть более четверти научились пользоваться Интернетом самостоятельно. Чрезвычайно мала при обучении пользованию Интернетом роль компьютерных курсов — (3,4%) и школы — (4,5%). Около 5 % опрошенных выделили значение друзей и работы в обучении.
Из 2573 опрошенных респондентов больше половины (61,7%) выхода в Интернет не имеют, почти 30 % осуществляют выход в Интернет через телефонную линию. Почти 4 % выходят в Интернет посредством беспроводной связи GPRS. Около 3 % имеют выделенную линию (ADSL).
Минимальную доступность Интернета имеют жители Юго-Восточной части области, 82,2 % из числа опрошенных здесь не имели доступа в Сеть.
От 73 % до 75 % опрошенных в Приморской, Пригородной и Северной зонах также не имеют выхода в Интернет в своих домах. Безусловно, лучше обстоят дела у жителей Калининграда, где только у 47 % опрошенных нет выхода в Интернет. При этом 43 % калининградцев выходят в Интернет через телефонную линию, остальная часть использует все остальные варианты выхода кроме 3G.
На вопрос «Как часто Вы пользуетесь Интернетом?», — больше половины респондентов ответили «никогда» (57,6 %). Из тех, кто работает в Интернете (42,3 %), около 17 % выходят в Интернет еженедельно, 12,5% — ежемесячно, 13 % — каждый день.
Чаще всего те, кто выходят в Интернет (их количество составило 1325 человек), делают это дома (67,2%), почти треть используют возможности работы (29,7 %).
Используют возможности друзей 8,6 % опрошенных, почти по 7% пользуются выходами в Интернет в школе, вузе и интернет-кафе.
Больше половины выходов в Интернет связаны с целью поиска информации, по трети ответов связаны с целью работы и развлечения. Пятая часть ответов имеет цель общения посредством электронной почты. Доли в ответах учебы и общения составляют приблизительно по 12 % ответов.
Для студентов важным является также учеба и развлечения, для работающих пенсионеров и работодателей — работа. Электронной почтой по всем группам пользуется приблизительно пятая часть опрошенных респондентов.
Для работы Интернет используют чаще всего представители сферы финансов (75 % ответов), ЖКХ (62,5 %), сельского и лесного хозяйства (63,6 %).
Для подавляющего большинства представителей научно-исследовательской сферы (80 %), образования и культуры (63,2 %), здравоохранения и социальной работы (63,6 %), сферы услуг (63 %) выход в Интернет связан с поиском информации. Наиболее активно используют электронную почту работники ЖКХ (37,5 %), транспорта и связи, сферы услуг, образования и культуры.
Работники органов власти отдают предпочтение электронной почте — 47 % ответов.

Большая часть опрошенных (63,8 % ответивших) тратят на Интернет менее 500 рублей в месяц. До 1000 рублей позволяет себе тратить приблизительно треть опрошенных, более этой суммы — всего 5,7 % . С увеличением дохода увеличивается количество денег, которые респонденты тратят на Интернет. Только группа респондентов, имеющих заработки свыше 30 000 рублей, может себе позволить тратить более 500 рублей, почти 40 % из них тратят на Интернет более 1000 рублей в месяц.
Интернет в Калининградской области развивается интенсивно. Если сравнить то, что было два года назад, когда я начал вникать в положение дел, то сейчас прогресс более чем очевиден. У всех телефонных операторов интересы в значительной степени сместились в сторону интернет-услуг. Наверное, это связано и с тем, что перспективы развития доходной части традиционной проводной связи минимальны. Установки новых телефонов редки, хотя цены на это за два года упали в разы, с 5,5 тыс. рублей до 1 тыс. и даже менее во время акций. Проводной телефон перестал быть обязательным атрибутом обжитой квартиры.
В нашем новом доме многие до сих пор стационарного телефона не имеют, и ставить его не собираются. Давно забыты времена очередей, а нередки уже и случаи отказа стационарного телефона в связи с высокой абонентской платой (от 175 до 275 руб. в месяц в зависимости от тарифного плана).
Неуклонно растет применение Интернета в быту. Коммерческие структуры все больше информации предоставляют он-лайн. Особенно авиаперевозчики, туристические фирмы и т.д.
Активно используют сайты в общении с людьми консульства иностранных государств, что для Калининградской области актуально. Везде и повсюду реклама разработчиков сайтов.
Много разговоров об «электронном правительстве», т.е. системе диалога власти и населения. И это направление, безусловно, будет развиваться.
Поэтому складывается впечатление, что казахстанцы с россиянами идут одним путем, только Казахстан пока приотстал за очередным поворотом.

Александр Колосов, из Калининграда, специально для Караван.kz

Фото с сайта http://pics.rbc.ru