Казахстан богат на археологические находки, но можно ли озолотиться, найдя клад в наших степях?
Я список кораблей прочёл до середины
Про то, как Петр I прорубил окно в Европу, создав балтийский флот, все мы помним со школьной скамьи. Про то, как император всероссийский пытался прорубить окно в Азию, говорится намного реже. Потому что это не самое удачное событие в российской истории.
В 1772 году начался масштабный персидский поход. Целью военной кампании Петра I было покорение народов, проживающих на побережье Каспия. Относительные успехи в этом плане были, но случай спутал все карты.
Петр I в этом завоевании делал ставку на флот, перенимая тактику европейских морских держав. Для завоевания новых земель было направлено около трёхсот кораблей. Кроме оружия и провианта, на судах хранился изрядный запас золота. Планировалось подкупить некоторых правителей и переманивать вражеских солдат на свою сторону чеканной монетой.
Вроде бы всё было продумано идеально, но Петр I не учёл маленькую деталь. Корабли были построены по голландскому образцу и приспособлены под относительно спокойное Балтийское море. Каспий оказался более капризен и непредсказуем.
25 июля русский флот подошёл к Баку. До этого артиллерия пробила в стенах крепостей бреши, и оставалось только высадить десант с кораблей. Но ближе к полудню подул сильный ветер, и тяжелые гекботы (грузовые военные суда) унесло в море. Система парусов этих судов была слишком чувствительна даже к лёгкому ветерку. Это было необходимо, чтобы тяжелое судно не стояло во время штиля. Матросы не могли справиться с порывами, и корабли унесло очень далеко, некоторые совсем к противоположным берегам. Вместе с кораблями в неизведанные земли уходил и драгоценный груз.
Ловить гекботы было некогда. Пробитые стены крепости уже начинали чинить, а это сводило на нет несколько месяцев кровопролитных атак и тяжелой осады.
Вскоре город капитулировал, и на волне успеха про потерянные корабли совсем забыли.
Места, где погибли суда, неизвестны до сих пор. Несколько раз море выбрасывало их части возле Махачкалы. А это как минимум 400 вёрст от места сражений. Не исключено, что сундуки с золотом покоятся рядом с Мангышлаком. Отыскать их очень непросто даже с современными технологиями.
Дно Каспия местами на несколько метров покрыто илом, и способно скрыть не только несколько ящиков, но и целое судно.
За 300 лет от корабля вряд ли что-то осталось. Каспию свойственны резкие перепады температур, вода в нём довольно едкая, и на дне встречаются огромные камни. Течение давно разбило деревянное судно в щепы, а морская соль разъела железные снасти. Возможно, что золото Петра I просто лежит горой под тоннами песка и ила.
Слушайте меня, ушкуйники, только поймите правильно
В Казахстане, как и во всех странах мира, именно на морском побережье самая большая вероятность отыскать схрон пиратских сокровищ. На Мангышлак пираты часто наведывались. Конечно, это были не изящные галеры, которыми управляли капитаны в камзолах и с попугаем на плече.
С XI века грозой купцов, путешествующих по Каспию, и караванщиков, решивших проложить путь вдоль моря, были ушкуйники. От киношных пиратов они отличались так же, как Джек Воробей от морских бандитов в нынешнем Сомали. Ушкуй — это большая лодка, очень маневренная и неприхотливая. На неё можно было идти под парусом, грести, как на галере, а в некоторых случаях ушкуй могли перенести на руках несколько крепких мужиков. И главное, стоила она совсем дёшево. В ушкуйники шёл всякий сброд, точно так же, как в лихие 90-е собирались банды из «братков». Братки грабили фуры, а ушкуйники — торговые суда и караваны. На лёгкой лодке нетрудно поджидать жертву в каких-нибудь камышах, а удирать на маневренном суденышке ещё проще. В крайнем случае недорогое корыто можно было и бросить.
Оффшоров тогда не было, поэтому ушкуйники складывали награбленное в укромном месте, чаще всего в гротах и пещерах. Таких много и на плато Устюрт. Точно известно, что несколько схронов в этих местах сделали бойцы Стеньки Разина.
А вот искать пиратские сокровища в наших степях бесполезно. Пещеры Устюрта живут недолго. Они состоят из мела и пористого известняка, так что пиратский клад уже через несколько лет оказывался погребенным под тоннами обрушившихся камней. В книжках пиратская добыча полностью состоит из пиастров и золотых украшений. В реальности же трофеи ушкуйников были намного скромнее: тюки ткани, мешки пряностей, фарфор. Золота и серебра у купцов было не так уж и много, чтобы его складировать в пещерах. Ушкуйники моментально его пропивали, да ещё и не хватало. А что суровый климат Мангышлака сделал за 700 лет с тонким фарфором, бархатом и натуральным шелком, догадаться нетрудно. Но это не исключает вероятности, что какой-то хитрый ушкуйник припрятал от товарищей в пещере пару кошелей золотишка, чтобы вернуться за ним позже, а потом пал от сабель стражников при очередном разбойном налёте.
В ушкуйники шли тысячами, и продолжалась эта практика не менее семи сотен лет. так что могло случиться всякое.
Всё уже украдено до нас
Скифы, гунны, саки и сарматы не жалели золота, когда хоронили выдающихся соплеменников. Иссыкский Алтын Адам, найденный во время раскопок в 1969 году, тому подтверждение. На территории Казахстана находятся тысячи курганов, только рядом с алматинской «Мегой» их 47 штук. Неужели кладоискателю достаточно вооружиться лопатой и сесть на автобус, чтобы сказочно разбогатеть?
Даже если исключить моральные вопросы и проблемы с законом из-за вандализма на объекте, представляющем археологическую ценность, озолотиться на древних не получится. Всё мало-мальски ценное там давно украдено.
Не успевала отгреметь тризна по воину, ушедшему в мир иной, как к кургану, на котором ещё ковыль не вырос, пробирались мародеры из соседних племен. Народная молва точно описывала, сколько добра и в каком месте кургана оно лежит. К серебру и золоту прокапывались так называемые лисьи норы — узкие лазы диаметром до полуметра. Археологи безошибочно узнают их по несколько иной структуре грунта. Предметы быта мародёры не трогали, хотя в те времена любая вещь могла бы приходиться в хозяйстве. Дело в том, что кочевники намеренно портили предмет. Считалось, что пробитый казан или сломанный кинжал умирал вместе с владельцем и оказывался на том свете, продолжая служить хозяину верой и правдой. Львиная доля находок археологов приходится именно на эти предметы быта. В историческом плане они бесценны, но продать такое практически невозможно. Кому нужен позеленевший кусок бронзы или ржавая железяка, в которой смутно угадывается контур кинжала? Да и, скорее всего, находка просто развалится в руках «черного археолога». Столетья под землей ей прочности не прибавили. "Сакские курганы поглотила застройка": от тысячелетних памятников казахской истории скоро не останется ни следа
А вот порча серебряных и золотых изделий от воров не спасала. Драгоценный металл всегда можно было переплавить.
Почём гуннские перстни принимаете?
Тем не менее изделия из драгметаллов всё-таки в курганах встречаются. Паводок или горный обвал на века скрывал курган от мародеров. Так чаще всего случается, когда захоронение находится рядом с водоемом или горами. Так и было с Золотым человеком из Иссыка. Если бы не мощный сель 1963 года, прорвавший дамбу на озере, и не экстренные работы по устранению повреждений, то деревнный сруб, где покоился Алтын Адам, так бы и не был найден.
Похожее случилось и в Мартукском районе Актюбинской области почти 20 лет назад. Одно лето выдалось дождливым, и небольшая речушка вышла из берегов.
Вода размыла песчаный холмик, на который почему-то не обращали внимания археологи, и сельчане потом отыскали в лужах несколько золотых сережёк. О находке они сообщили археологам, и на месте был найдено приличное количество золотых украшений.
Сейчас интерес кладоискателей вызывает пещера возле посёлка Буртя, что на самой границе с РФ. Старики очень любят рассказывать легенду, что когда-то тут останавливался сам Чингис-хан. Дескать, в этих краях у него умерла любимая жена Борте, и он, не помня себя от горя, похоронил её в этой пещере, осыпав труп золотом. В честь покойной жены пещера и получила свое название.
Легенда с самого начала вызывает ухмылку. Борте на несколько лет пережила своего супруга, и хоронить он её не мог ни в этой пещере, ни каком-нибудь ином месте. Но небольшой пруд долгое время скрывал пещеру, и она прилично осыпалась, а припрятать в ней драгоценности и в самом деле удобно. Она очень хорошо скрыта от посторонних глаз. Проблема в том, что пещера находится точь-в точь на государственной границе, Получить официальное разрешение поэтому сложновато, а мечтательным кладоискателям пограничники точно не обрадуются.
В 2018 году недалеко от Актобе экскаваторщик наткнулся на человеческий череп. Он тут же позвонил в полицию, а стражи порядка на месте определили, что останкам несколько сотен лет, и сообщили об этом в областной музей. Выяснилось, что это погребение гуннской эпохи и датируется приблизительно II-IV веком до нашей эры. Похороненный был вождём племени, и хоронили его со всеми почестями. Вместе с вождём были захоронены меч и седло, украшенные золотом. Одежду усопшего украшали различные штампованные золотые бляшки.
Над экскаваторщиком подшучивали, что надо было по-тихому собрать золотишко и сдать его в ломбард. И поэтому возник вопрос: сколько же это всё добро стоило?
Выяснилось, что сдать драгметалл по весу, как это хотела сделать преступная троица из «Джентльменов удачи» со шлемом Александра Македонского, не получилось бы.
Гунны 2200 лет назад не владели технологиями качественной очистки золота, и ювелиры из них были не ахти. В ломбарде драгметалл с таким количеством примесей не приняли бы, а полноценная очистка с переплавкой обошлась бы дороже, чем можно было выручить за золото.
Бай умер, но ты телефончик его найди!
Во время революции 1917-го и в Гражданскую на руках населения ходили царские червонцы, причём самой высшей пробы. В Казахстане трудно найти аул, где не ходила бы легенда, что когда-то в этих краях жил невероятно богатый бай или купец, и, когда к власти пришли большевики, он закопал несколько пудов золота, а сам сбежал за границу.
Местоположение клада в ауле знают все, от ребенка до пенсионера. Надо копать там, где на закате или рассвете солнечный луч пройдёт мимо двух холмов. Вот только вся проблема в том, что никто, кроме давно умершего бая, не знает, в какой день надо выходить в степь с мотыгой и тележкой для сокровищ.
В западных регионах чаще говорится о золотых слитках, которые Колчак, Деникин, Врангель или даже Махно, никогда тут не бывавший, прикопали, отступая от красных.
Среди археологов эти байки давно вызывают ухмылку. Есть даже своеобразная примета — чем беднее сейчас живет аул, тем больше золота будет в загадочном кладе. На юге Казахстана обычно кубышка драгметалла — с баранью голову, а на севере и западе говорят о нескольких вагонах золота и бриллиантов.
На самом же деле быт 100 лет назад не слишком отличался от нашего, то есть рассчитываться ассигнациями, а не золотыми монетами, было проще. Так что состояние богатого бая или купца обычно состояло из стопки банкнот.
На банковскую пачку «катеринок» (купюр в 100 рублей, самых крупных в Российской империи) в 1914 году можно было купить 77 килограммов чистейшего золота.
Естественно, и спрятать такую пачку, и перевозить при кочевом образе жизни было проще, чем сундук с драгметаллом, а слов «инфляция» и «девальвация» баи не знали. Кроме того, если у семьи бая и водилось какое-то золотишко, то прятать его в землю, убегая за границу как минимум глупо. И до революции золото там принимали охотнее, чем купюры другой державы.
Из романа «12 стульев» мы помним, что все золотое состояние корыстного отца Фёдора (совсем небедного человека) помещалось под подкладку пиджака, а несметные сокровища мадам Петуховой вообще влезли в сидение стула. Так что большая семья бая уж как-то дотащила бы свой золотой запас до страны, куда отправилась на ПМЖ.
Что касается золота Колчака и прочих атаманов, то последний раз его видели в Иркутске, что далековато от Казахстана. Разве что белые потеряли горсть монет и пару слитков при отступлении. Это могло произойти лишь во время переправы через какую-нибудь реку, а за сто лет золотишко занесли тысячи тонн песка и ила.
Не виноватая я! Он сам нашёлся
Тем не менее кубышки с ювелиркой и царскими червонцами в Казахстане находились. Особого богатства они счастливчикам не приносили. Олигархов в наших краях не водилось, и прятали свои сбережения от чекистов и просто лихих людей граждане далеко не богатые. Сколько может быть золотишка у купчишки или клерка? С дюжину колечек да пара брошек. А государство ещё и отбирало 75 % от находки.
Пик счастливого кладоискательства пришёлся на 50-60-е. Тогда массово сносили старые дома, а прежние жильцы припрятывали сбережения под полом или вмуровывали в стену.
Так в августе 1960-го актюбинка спустилась в погреб своего ветхого домика по улице Некрасова и с огорчением заметила, что стены подвала осыпались. Женщина попыталась всё поправить и нашла кубышку со старыми ювелирными украшениями. Как законопослушный советский гражданин, женщина сдала находку в милицию и получила свои 25 % от клада и порцию славы в областной газете.. Но это счастья ей не принесло. Во-первых, золота там было не так уж и много, а оценивали его по весу, причем, как лом. А во-вторых, соседи от зависти стали распускать обидные слухи о происхождении клада. Например, что женщина таким образом попыталась отмыть добытое нечестным путём, как Шеф в «Бриллиантовой руке». Любопытно, но до выхода легендарной комедии оставалось 8 лет, но фантазия сплетников превзошла талант сценаристов.
Рукописи не горят
Неужели в Казахстане невозможно разбогатеть, отыскав клад? Оказывается, можно, но искать надо не золото с бриллиантами.
Уже несколько десятилетий не утихают споры об Отрарской библиотеке. По летописям известно, что в древнем Отраре хранились тысячи томов редчайших книг, от вавилонских клинописных табличек, египетских папирусов, арабских пергаментов до средневековых фолиантов в кожаном переплёте. Каждый том этой библиотеки бесценен.
Книгохранилище исчезло во время нашествия монголов. Есть легенда, что пару веков спустя охотник преследовал лису, а когда та скрылась в норе, то джигиту попался древний свиток с загадочными письменами. Посветив головешкой в нору, охотник якобы увидел пещеру, а в ней горы книг. Но охотничий инстинкт оказался сильнее, и мужчина снова заметил лису и забыл о чудесной находке. Позже. он несколько раз возвращался в эти места, но отыскать нору так и не смог.
Однозначного мнения по поводу того, что жители древнего Отрара спрятали в пещере ценнейшие книги, нет до сих пор. Большинство историков склоняются к версии, что книги попросту были уничтожены во время пожара XV века. В отличие от легендарной библиотеки факт сильного пожара доказан. Да и в целом в истории Отрара было много печальных событий, которые не способствовали сохранению хрупких книг. Впрочем, и сам факт существования библиотеки не доказан. То есть книги-то в Отраре были, но в таком ли количестве и так ли уникальны. Именно из-за этих споров масштабные экспедиции по поиску Отрарской библиотеки так и не были до сих пор организованы.
Зато если какой-то счастливчик наткнется в Туркестанской области на ту саму пещеру, где якобы хранятся древние книги, то он не только обеспечит себе безбедное существование, но и увековечит свое имя в истории, как Генрих Шлиман, открывший Трою. Даже нескольких найденных свитков достаточно, чтобы навсегда войти в историю.
Так что у казахстанских мечтателей, грезящих о кладах, всё ещё есть шанс.