Сохранить наследие – не поле перейти - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+15 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сохранить наследие – не поле перейти

Сохранить наследие – не поле перейти

Сколько памятников, имеющих отношение к истории казахов и Казахстана, находятся в соседних государствах, с которыми нашу страну связывает общее прошлое? Где-то они разрушаются, даже исчезают – местным властям чужие памятники не интересны. Но для нас они – огромная ценность. Что же и кем делается, чтобы их сохранить?

  • 15 Февраля 2013
  • 2888
Фото - Caravan.kz

Исчезающее наследие

Два года назад в Уральске на конференции, посвященной истории и археологии, с участием ученых из стран СНГ и дальнего зарубежья представители казахской диаспоры в соседних российских областях просили, чтобы Казахстан оказал им поддержку в сохранении исторического наследия. Особенно остро встал вопрос о сохранении кулпытасов – надгробных памятников XVIII–XIX веков, оказавшихся в приграничной полосе. В середине 1990-х на территории российского полигона Капустин Яр в Астраханской области нашли могилу видного казахского ученого-этнографа, члена Русского географического общества Мухамедсалыха Бабаджанова. Захоронение удалось найти благодаря кулпытасу, который уже свалился и едва не ушел под песок. Позже останки перезахоронили в специально построенном мавзолее недалеко от поселка Орда, который когда-то был ставкой хана Джангира. Но это единичный случай, а сколько кулпытасов уже исчезло бесследно…

Оренбургские “файлы”

Вопросами сохранения исторического и культурного наследия казахов в России в последнее время занимается общественный фонд “Акжол” Западно-Казахстанской области под руководством профессора Мурата Сдыкова. Здесь нельзя не сказать о роли Оренбурга как первой столицы Казахской автономии на заре советской власти. Здесь многие здания, являющиеся памятниками культурного наследия России, имеют важное значение и для казахской истории. С Оренбургом тесно связана деятельность известных государственных и политических деятелей, поэтов, музыкантов, писателей. Среди них ханы Абулхаир и Нуралы, Алихан Букейханов, Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Ахмет Байтурсынов, Ибрай Алтынсарин и многие другие. В Оренбуржье действует 13 национально-культурных казахских объединений, которые стараются внести вклад в сохранение своего исторического прошлого на российской земле. Многие улицы и здания напоминают о казахском прошлом этого города. Взять хотя бы дом № 7 на улице Советской. Здесь находилась русско-казахская школа, основанная известным просветителем казахского народа Ибраем Алтынсариным в 1889 году. Благодаря его деятельности стали открываться первые школы светского образования на территории Казахстана.

Здесь обрели покой Букейханов и Сеид-баба

Не менее интересные и важные памятники истории находятся в Астраханской области. Так, село Алтынжар является местом захоронения великого казахского кюйши Курмангазы. Оно считается священным для тех, кто приезжает поклониться его праху. Немало мест, которые дороги своим историческим прошлым, есть в Красноярском районе этой области. Одно из них находится неподалеку от села Малый Арал. Здесь похоронены Букейханов и Сеид-баба. Букейханов – основатель Внутренней Орды, особого административно-территориального образования в составе Российской империи. Продолжателем его дела стал сын Жангир-хан – реформатор Казахской степи. Букейханов умер в 1815 году, перед смертью он завещал похоронить себя рядом с могилой Сеид-бабы на расстоянии, куда упадет плетка. Сеид-баба был духовным наставником Букейханова. Считается, что, прикоснувшись к могиле Сеид-бабы, можно исцелиться от разных недугов и болезней.

Реальная проблема

В другом российском регионе, в Самаре, почти 10 лет – с 1908 по 1917 год – находился в ссылке за политическую деятельность создатель первого независимого казахского государства Алаш-Орда Алихан Букейханов. Кстати, интересный факт из его жизни обнародовал исследователь истории движения “Алаш” Султан-Хан Акулы. В своей работе “Алихан Бокейхан: о некоторых загадках “Самарского периода” он приводит данные о том, что Букейханов входил в братство масонов. Причем в ряды российских масонов, утверждает автор, он вступил еще до приезда в Самару – в Петербурге…

Но, как отмечает профессор Мурат Сдыков, невозможно за короткий срок охватить все российские области. А с другой стороны, проблема чаще всего заключается в отсутствии интереса к историческому наследию другого государства. И прежде всего нам надо приложить все усилия для сохранения этого наследия.

Уральск