Согым из аллигатора: что будут есть казахстанцы в случае резкого удорожания мяса - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+4 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Согым из аллигатора: что будут есть казахстанцы в случае резкого удорожания мяса

Согым из аллигатора: что будут есть казахстанцы в случае резкого удорожания мяса

Заставят ли слухи о резком вздорожании говядины и конины до 15 тысяч тенге за килограмм изменить вкусовые пристрастия казахстанцев и переключиться на мясо аллигаторов?

  • 19 Июля 2021
  • 3660
Фото - Caravan.kz

“В стране засуха, скот мрет. Осенью мясо будет по 15 тысяч тенге?” – посты с таким содержанием будоражат социальные сети. После того, что вытворяли морковь с картошкой в июне, можно предположить уже самые пессимистичные сценарии, и ведь не поверить в них сложно. Они, к сожалению, всё чаще сбываются. На фоне скелетов лошадей, как назвал их мой коллега, “ходячих мертвецов” из Мангистау, в то, что нас ожидает корректировка цен на мясо, сомневаться не приходится. Но как же на самом деле отреагирует рынок?

Понятно, что огромная армия тех, кто занимается перепродажей мяса и пасется в наших карманах, получая свою маржу за посредничество, сразу же с оптимизмом отреагировала на такие прогнозы. Несколько оптовых продавцов, которых обзвонил автор этих строк, подтвердили слухи, дескать, подорожание будет, да еще какое!

– Вы картинки видели? В стране джут! – заявили мне продавцы.

Но куда более реалистичную картину происходящего представил глава мясного союза РК Максут БЕКТИБАЕВ.

Мясо может подешеветь!

Мы задали вопрос Максуту Бектибаеву, что произойдет с ценами на мясо этой осенью в связи с засухой и нехваткой кормов в стране.

– 15 тысяч тенге за килограмм говядины? Это, конечно же, нереально. Потенциальные причины для удорожания есть. Но речь не может идти о таких цифрах. В ценах учитывается ежегодная инфляция, от нее никуда не деться, а также текущая ситуация с кормами и засухой. Сейчас фермеры испытывают проблемы с заготовкой грубых кормов, ситуация усугубляется по зерносеющим регионам. Фуражного зерна, ячменя будет намного меньше, чем обычно. Всё это приведет к росту их цены. В связи с этим возможны 2 сценария развития событий. Если правительство примет ряд эффективных мер и корма будут заготовлены в полном объеме, то это спасет ситуацию в долгосрочной перспективе. Если же этого не произойдет, то фермеры вынуждены будут массово сбрасывать скот. В результате осенью мы получим резкое снижение цен на мясо, но потом нужно будет 3–4 года, чтобы нарастить прежние объемы, и всё это время цены будут идти вверх.

Сейчас первоочередная задача – максимально сохранить поголовье. Нужны льготные кредиты фермерам, которые пострадали от засухи. Требуется создать публичный открытый реестр по доступу к кормам, где будут данные со спутника, из разных регионов, и этой информацией должны пользоваться фермеры. Также нужно закупить в полном объеме фуражное зерно и ячмень, чтобы их не успели экспортировать, ведь в связи с засухой будет удорожание и повышенный спрос на них, а нам они нужно внутри страны. Но это всё упирается в деньги, должны быть выделены средства. Если всё это осуществить, то удорожание мяса осенью будет в пределах 15 процентов, что обусловлено ростом цен на корма.

– То есть ни о каких 15 тысячах тенге речи быть не может, откуда вообще появляются такие прогнозы?

– Сейчас большая проблема – это хайп и искажение информации. Мы все наблюдали, что произошло с министерством сельского хозяйства. Оно просто проиграло информационную войну. Фактическая реальная ситуация почти не освещалась в СМИ. Что с кормами, сколько голов пало? Были фото худых лошадей, но падеж скота в Мангистау – это ситуация, которая бывает, там засуха, к сожалению, случается. Но чиновники проигнорировали эти фото, думали, всего лишь хайп, а вылилось всё это в проблему космических масштабов. Когда дали реальные цифры по падежу скота, там всё выглядело не так страшно.

Нужно понимать, что есть те, кто готов воспользоваться ситуацией и делать информационные вбросы. И 15 тысяч тенге за кило мяса – это вброс из той же серии, чтобы шокировать население. На этом фоне найдутся те, кто будет безнаказанно увеличивать цены и хорошо зарабатывать.

– А как повлияет на цены закрытие экспорта мяса на рынок Китая?

– Экспорт невозможен по санитарным причинам, главный санитарный врач СУАР не разрешает завозить мясо по причине того, что возможен риск занесения вируса при разгрузке. Там объем мяса на самом деле небольшой на экспорт. На внутренний рынок это сильно не влияет. Мы сейчас производим 105–107 процентов мяса от общего потребления. Больше, чем нужно. Отсутствие экспорта – это плохо для фермеров, когда его нет, идет избыток продукции, фермеру невыгодно заниматься своим делом при низких ценах. Поэтому экспорт нужен. Сейчас мясо уйдет на внутренний рынок. Жители Кызылординской области боятся удорожания мяса: из-за усыхания водоемов и скудности пастбищ голодает и гибнет скот

– Потребление мяса по стране снизилось, меньше всего стали есть его в Шымкенте. Услышав прогноз о 15 тысячах тенге, граждане вообще вегетарианцами станут…

– Снижение потребления мяса связано с низкими доходами. Вопрос о том, почему оно дорожает, я считаю неправильным. Нужно спрашивать, почему доходы у населения не растут? Я вообще думаю, что сегодня в сложившейся ситуации нужно выдавать нуждающемуся населению адресную продовольственную помощь. Регулировать же цены, сдерживать их – это неверный путь.

Смогут ли спасти ситуацию крокодилы и кролики?

На фоне базарных слухов в социальных сетях появилось много любопытных постов с бизнес-идеями, как же нам, мясоедам, пережить кризис без говядины и конины. Так, в одном из постов обсуждалась идея создания крокодиловой фермы на реке Или! А что, пастбища пресмыкающимся не нужны, одна особь дает несколько десятков кило мяса. Так еще и шкуру можно по 500 евро продать! К слову, крокодиловые фермы – это писк моды среди стартапов, их пытались открывать в Армении, Грузии. 3 года назад ферма появилась в Подмосковье. По словам специалистов, крокодилам не нужна большая территория, главное – это тепло и корм, а питается такой фермерский аллигатор в основном курятиной. Поэтому главное теперь для автора идеи, чтобы куриное мясо в стране не подорожало, а то придется кормить эту скотинку, на худой конец, чиновниками из минсельхоза.

К слову, это далеко не первый пример попытки доставки экзотического мяса на дастархан казахстанцев. Есть у нас недалеко от Алматы страусиная ферма, в Восточном Казахстане разводят в промышленных масштабах кроликов. Вот только изменить вкусовые пристрастия наших граждан удастся едва ли. Согым из аллигатора, думаю, мы увидим нескоро…

АЛМАТЫ