Soft skills не мода, а веление времени - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+20 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Soft skills не мода, а веление времени

Soft skills не мода, а веление времени

В последнее время о soft skills, то есть о важности коммуникативных навыков в успешном ведении бизнеса, говорят все чаще. Чем вызван такой интерес?

  • 16 Июня 2010
  • 2718
Фото - Caravan.kz

Своим мнением на эту тему делится декан Высшей Школы Корпоративного управления АНХ при Правительстве Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук Сергей Календжян.

— Сергей Оганович, откуда вообще пришло к нам это понятие? Оно в диковинку только в России и СНГ или его совсем недавно «открыли» в мировой управленческой науке?

— Думаю, что верно и то, и другое. В обязанности руководителя входит много компетенций: ставить цели, определять полномочия сотрудников, контролировать их деятельность, а по результатам — поощрять сотрудников или проводить разбор ошибок. Не менее важны способность эффективно проводить совещания, выяснять мнения сотрудников о текущих проблемах для дальнейшего принятия решения, умение организовывать командную работу, дискуссии. Для этого требуются хорошие коммуникативные качествам руководителя.

— А можно ли им научиться? Насколько больше внимания и времени в последние годы бизнес-школы уделяют преподаванию коммуникативных навыков?

— Кто-то только начал обращать внимание на этот аспект подготовки руководителя, у нас же в ВШКУ уже в течение 10 лет ведутся занятия по европейской модели управления, поэтому в программы для руководителей (DBA, MBA) включен обширный модуль «Евроменеджмент: делегирование полномочий и ответственности». В качестве синонима «коммуникативных и управленческих навыков» мы используем термин «социальная компетенция руководителя».

— Можно ли утверждать, что для стран постсоветского пространства этот предмет особенно актуален?

— Думаю, что это действительно так. В наших странах традиционно господствовали жесткие командные методы управления, но на сегодня они исчерпали свои возможности. Растет дефицит творчески мыслящих людей, способных творить, проявляя новаторство, и генерировать инновационные идеи. От этих людей невозможно достичь результатов на основе технологии «приказ — подчинение», с ними необходимо разговаривать, обсуждать проблемы, ставить четкие цели, искать ресурсы для их реализации.

— Наверное, нельзя не учитывать и такой фактор, как рост деловых контактов между странами. Насколько важно уметь общаться с людьми другой культуры?

— Бизнес-культура российских компаний, безусловно, находится под влиянием культур стран, с которыми наши бизнесмены имеют серьезные деловые отношения. Особенно это касается модели европейского менеджмента, в рамках которой человек становится хозяином своего рабочего места, получает право свободных действий и принятия решений в интересах компании.
Речь идет о воспитании в сотрудниках не только лояльности, но и приверженности идеалам организации, в которой они работают. В связи с этим возрастает роль лидеров, способных вести за собой творчески мыслящих, креативных людей.
На смену «топорным» методам управления, основанным на унижении человека, развиваются методы, в которых используются элементы коммуникативных способов нематериальной мотивации сотрудников за счет создания общей культуры, благоприятной атмосферы и среды, позволяющих людям различных мировоззрений, национальностей, конфессий работать вместе, обогащая друг друга.

— Можно ли утверждать, что в кризисные времена, когда люди чаще подвержены стрессу, особенно важна гибкость менеджера, его коммуникативные навыки?

— Кризис, безусловно, дает возможность для более быстрого изменения культуры менеджмента, он побуждает к более активным действиям. Отсталость культуры менеджмента отдельных компаний становится очевиднее в условиях кризиса, и чтобы им оставаться привлекательными и успешными, нужны оперативные действия и изменения. Кроме этого, во время кризиса существенно снижается возможность для материальной мотивации. В этих условиях нужно искать средства, которые отчасти компенсируют отсутствие возможности материального поощрения.
И тогда харизма руководителя, его коммуникативные качества приобретают первостепенное значение, поскольку коллектив нуждается в открытом обсуждении сложившейся ситуации, вовлечении сотрудников в поиски решений выхода из кризиса, оптимизации бизнес-процессов, устранении необоснованных затрат, нахождении внутренних резервов компании. При этом за счет внутренних ресурсов можно добиться мотивации творчества, поиска и нахождения принципиально новых решений.

— Какие еще факторы кроме кризиса влияют на тенденцию развития soft-skills?

— В качестве общего фактора можно выделить формирование широкого слоя собственников, которые крайне заинтересованы в долгосрочном успехе своего бизнеса, а достижение этого успеха во многом связано с внутренней культурой, которая формируется в компаниях. Это наглядно видно на примере семейных бизнесов.
Если мы посмотрим дореволюционную историю великих российских предпринимателей, то увидим примеры крайне уважительного отношения собственников и руководителей к своим подчиненным. Это и есть движение к развитию soft-skills, которое, с одной стороны, содержит элемент развития института собственности, с другой — рост компетенции самих сотрудников и их возможностей выбора места применения своего труда.

— А где еще можно получить навыки soft skills кроме бизнес-школ?

— Во многих учебных подразделениях крупных мировых компаний. Например, в той же «Volkswagen» широко используются методы обучения людей, находящихся в кадровом резерве, особенностям культур разных стран, на территории которых открыты представительства компании. Эти сотрудники, чтобы сделать существенный шаг в своей карьере, должны досконально изучить бизнес-культуру страны, в которой им предстоит работать.

Беседовала Л. Сергеева