Социальные инициативы Назарбаева. Какая модернизация ожидает Казахстан - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Социальные инициативы Назарбаева. Какая модернизация ожидает Казахстан

Социальные инициативы Назарбаева. Какая модернизация ожидает Казахстан

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 5 марта на совместном заседании Сената и нижней палаты парламента представил пять социальных инициатив, направленных на модернизацию страны.

  • 12 Марта 2018
  • 1471
Фото - Caravan.kz

Они касаются вопросов улучшения жилищных условий, снижения налогов для сотрудников с невысокой зарплатой, расширения возможностей микрокредитования бизнеса. Еще одна проблема, которую поднял Нурсултан Назарбаев, связана с газификацией центральных и северных регионов страны. Чтобы решить ее, президент предложил построить новый газопровод от Кызылорды до Астаны, передает АиФ

Подробнее рассказать о том, как социальные инициативы президента Казахстана могут помочь модернизировать республику, мы попросили депутата Сената парламента Республики Казахстан, секретаря Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Дархана Калетаева.

АиФ.ru: В начале года Нурсултан Назарбаев в послании к гражданам Казахстана уже говорил, что надо облегчить условия ипотеки, расширить льготное кредитование бизнеса, повысить качество образования. Зачем, на ваш взгляд, президент на заседании парламента выделил социальные инициативы в отдельный блок?

Дархан Калетаев: Ежегодное послание президента Казахстана — это стратегический план действий, который определяет основные направления развития республики. Пять социальных инициатив, которые на днях представил Нурсултан Назарбаев, я бы назвал тактическим планом, в котором обозначены вопросы, требующие оперативного решения. Например, в послании говорится, что важно ускорить технологическое, цифровое и промышленное развитие страны. Логично, что без решения социальных проблем невозможно достичь модернизации. Человеку говорят о пользе «умных» технологий и инновациях, но разве сможет он думать об этом, пока не решит для себя жилищную проблему? Или, допустим, в послании говорится о роли малого бизнеса в технологическом развитии страны, между тем начинающие предприниматели на селе часто не могут получить кредит в банке. То есть реализация предложенных в послании президента инициатив напрямую зависит от решения социальных проблем.

— Для многих россиян ипотека остается одним из наиболее востребованных способов приобретения жилья. Однако из-за высоких процентных ставок и большого первоначального взноса она пока доступна не всем категориям граждан. Как обстоят дела в Казахстане и почему первая инициатива Нурсултана Назарбаева коснулась вопроса ипотечного кредитования?

— Ипотека востребована и в Казахстане. Но проблемы у нас те же, что и в России: высокие процентные ставки, достигающие иногда 17%, непосильный первоначальный взнос, который в некоторых банках составляет 50% от стоимости жилья. Сегодня 2,5 млн казахстанцев нуждаются в жилье. В основном это молодежь, для которой проблема жилищной неустроенности как одна из наиболее насущных. Именно поэтому первая инициатива президента связана с необходимостью увеличить доступность жилья. Он предложил запустить программу под названием «7-20-25». Ее суть в том, что процентная ставка по ипотеке снизится до 7% в год. Первоначальный взнос при этом не должен превышать 20%. Также Нурсултан Назарбаев предложил выдавать ипотеку не на 10-15 лет, как это происходит сейчас, а на 25 лет. В результате снизится ежемесячный платеж.

​Очевидно, что не все коммерческие банки республики смогут на таких льготных условиях кредитовать население, без поддержки государства не обойтись. Для этого при Национальном банке Казахстана будет создана специальная компания, которая займется привлечением более $3 млрд. Эти средства направят на выкуп новых ипотечных кредитов, которые банки предоставят гражданам на льготных условиях, предложенных президентом.

​​— А какова сегодня потребность в строительстве нового жилья в Казахстане?

​— В январском послании Нурсултан Назарбаев говорил, что обеспеченность жителей республики жилплощадью составляет 21,6 кв. м. В Казахстане проживает 18 млн человек, мы имеем на сегодня 378 млн кв. м жилья. Прошлый год стал рекордным: всего в стране было построено 11,2 млн кв. м жилья. Однако к 2030 году население республики может составить 20 млн человек. Это означает, что потребность в жилье вырастет и важно уже сейчас закладывать этот показатель при разработке жилищных программ. Сегодня стоит задача ускорить темпы строительства вдвое.

Учитывая важность жилищной проблемы для многих молодых казахстанцев и внимание, которое этой проблеме уделяет президент, думаю, что в ближайшие годы в Казахстане начнется новый строительный бум. Это, в свою очередь, простимулирует приток инвестиций, развитие девелоперского бизнеса. Позитивный эффект от этого испытают на себе и сопутствующие сектора экономики.

— Жилищное строительство подразумевает и создание детских садов, школ, мест общественного досуга. Вся эта инфраструктура должна быть обеспечена светом, газом, водой. Но не все регионы Казахстана еще газифированы, о чем также говорил Нурсултан Назарбаев. С чем это связано? Страна считается крупным экспортером энергоресурсов.

— Энергетическая система Казахстана формировалась в советский период. В силу того, что энергоресурсы были распределены по стране неравномерно, южные регионы вошли в Объединенную энергосистему (ОЭС) Средней Азии. Она позволила перераспределять потоки электроэнергии между энергосистемами стран региона. После распада Советского Союза ОЭС сохранилась и южные регионы Казахстана продолжили получать за счет нее электроэнергию. Однако высокая стоимость узбекского газа, который обеспечивал энергоресурсами казахстанский юг, а также постоянные перебои в работе ОЭС привели к тому, что в 1998 году южная зона энергосистемы страны была включена в режим параллельной работы с северной.

Энергосистема северных регионов Казахстана изначально была объединена с энергосистемой южных регионов России. Сформированная в СССР система газовых трубопроводов также была ориентирована в основном на поставки казахстанского природного газа в российские регионы. При этом магистральный трубопровод в Казахстане был технологически не соединен, что не позволяло перекачивать газ в южные и северные регионы.

За годы независимого развития республики газопроводы были модернизированы. В конце 2015 года был построен газопровод Бейнеу-Бозой. Он прошел с запада на юг и обеспечил отечественным природным газом все южные регионы Казахстана. При этом центральные и северные регионы страны все еще не газифицированы. С этим связано внимание Нурсултана Назарбаева к этой проблеме и идея построить магистральный газопровод по маршруту Караозек — Жезказган — Караганда — Темиртау — Астана. Это позволит не только обеспечить газом 2,7 млн жителей северных и центральных регионов, но и создать новые производства малого и среднего бизнеса. Газификация этих регионов позитивно отразится и на экологии. Как сказал президент, только в Астане переход на газ снизит вредные выбросы в атмосферу в 6 раз (на 35 тыс. тонн в год).

— Еще одна социальная инициатива Нурсултана Назарбаева коснулась вопроса налогообложения. Президент предложил с 2019 года снизить подоходный налог для малоимущих граждан до 1%. Не приведет ли это к возникновению серых схем, чтобы скрыть свой реальный доход?

— Президентская инициатива о снижении налогов затронет граждан, которые получают менее 25-кратного размера минимального расчетного показателя в месяц. Сегодня это чуть менее $200. При этом подоходный налог для казахстанцев, независимо от заработка, составляет 10%. Получается, что ежемесячно жители страны платят около $10 налога. За год набегает $120, что весьма ощутимо для низкооплачиваемых работников. Повторю, что именно для таких сотрудников Нурсултан Назарбаев предложил снизить налог в 10 раз: до 1%. Не думаю, что эта инициатива приведет к созданию серых схем для уклонения от налогов. Как правило, происходит наоборот: снижение налогов стимулирует уменьшение мошенничества в налоговой сфере. Даже если предположить, что кто-то решится найти способ, чтобы меньше платить, масштаб вероятных последствий будет незначительным. Выигрыш будет гораздо больше.

Конечно, успешность инициативы во многом будет зависеть от того, как налоговые органы подойдут к ее реализации. Но уже сегодня очевидно, что снижение подоходного налога для граждан с невысоким заработком станет стимулом для оптимизации налогового бремени.

— Предложив снизить для малоимущих подоходный налог до 1%, Нурсултан Назарбаев в то же время поручил правительству изучить вопрос о внедрении в Казахстане прогрессивной шкалы налогообложения. То есть граждане, которые получают больше минимальной зарплаты, будут платить не фиксированный налог в 10%, а, возможно, даже больший? Нет ли в этом противоречия?

— В Казахстане, как и в России, действует плоская шкала налогообложения, и при любом уровне заработка работающие граждане платят в бюджет по единой фиксированной ставке налога. Однако в обеих странах идет дискуссия о целесообразности перехода на прогрессивную шкалу налогообложения. Она считается более справедливой, так как построена на том, что налоговые ставки увеличиваются в зависимости от уровня облагаемого дохода. Отмечу, что в Казахстане с 2002 по 2006 годы уже действовала прогрессивная шкала налогообложения. В 2007 году прошла налоговая реформа и шкала снова стала плоской. Однако в 2010 году в казахстанском обществе возобновилось обсуждение перехода на прогрессивную шкалу.

Конечно, обсуждая этот вопрос, власти оценивают и возможные риски. Мы учитываем позицию сторонников сохранения плоской шкалы, которые апеллируют к тому, что фиксированный налог для всех граждан создает больше стимулов к работе, так как люди могут сохранить большую часть своего высокого дохода. Пока рано говорить о каких-то конкретных сроках изменения налоговой системы Казахстана. До 1 июля текущего года нашему министру экономики Тимуру Сулейманову предстоит детально разобраться в этом вопросе, и только после этого можно делать какие-то выводы.

Как в Казахстане обстоят дела с самозанятыми гражданами, которые имеют регулярный заработок, но официально нигде не работают и не платят налоги?

— В Казахстане сегодня более 2 млн самозанятых граждан. Определить средний уровень их доходов непросто, не говоря уже о взимании с них налогов. Тем не менее власти страны стараются поддержать эту категорию граждан и вернуть их в правовое поле. Наиболее эффективным механизмом здесь стали льготные микрокредиты. Они предназначены для освоения самозанятыми или безработными казахстанцами новых профессий или открытия своего дела. В прошлом году было выдано 7,2 тыс. микрокредитов на сумму около $100 млн.

Расширение микрокредитования (особенно — для сельской местности) стало одной из пяти социальных инициатив, которые представил президент. Инициатива предусматривает, что в текущем году предпринимателям, которые открывают или уже развивают свое дело, дополнительно выделят более $62 млн. В результате общий охват микрокредитованием составит более 14 тыс. человек, что в два раза превысит уровень 2017 года. Уверен, льготные микрокредиты помогут самозанятым гражданам войти в правое поле. Это упорядочит и налоговые поступления в бюджет.

— Глава Казахстана затронул также вопрос доступности и качества высшего образования. Вообще Нурсултан Назарбаев часто поднимает во время своих выступлений тему образования. Почему?

— Чтобы ответить на этот вопрос, вернусь к январскому посланию президента. В нем он поставил перед Казахстаном задачу войти в тридцатку развитых стран мира. В послании говорится, что достичь этого можно за счет ускоренного инновационного и индустриального развития республики. Но как говорить о технологическом рывке нации без молодых профессиональных кадров?! Поэтому доступность, качество, непрерывность образования — это краеугольная задача нации.

Сегодня из 530 тыс. студентов, которые учатся в вузах страны, почти 30% получают образование за счет государственных грантов. Однако, чтобы выполнить весь план действий в рамках президентского послания, без увеличения бюджетных мест в вузе не обойтись. Поэтому Нурсултан Назарбаев в рамках озвученных социальных инициатив предложил выделить дополнительно 20 тыс. грантов. Из них 11 тыс. грантов получают студенты, которые осваивают технические специальности: инженеры, программисты, специалисты в области робототехники, нанотехнологий. Кроме того, до конца 2022 года президент поручил построить новые общежития не менее чем на 75 тыс. мест. Это важные вложения в человеческие ресурсы, которые позволят выучить профессионалов в новой экономике в условиях четвертой промышленной революции.