По мнению президента Казахстанской ассоциации предпринимателей и сервисных услуг Ермека АБИЛЬДИНА (на фото), чтобы понятие “социальная ответственность бизнеса” не кануло в Лету, государству необходимо разработать ряд мер по поддержке отечественных меценатов.
– Мои знакомые, занимающиеся общественной деятельностью, отмечают: с каждым годом все тяжелее находить спонсоров и меценатов из числа бизнесменов. Как вы считаете, с чем это связано?
– Если опустить избитую тему мирового финансового кризиса, то прежде всего это следствие тех финансовых нагрузок, которые в большом числе ложатся на предпринимателей. Я имею в виду новые виды налоговых сборов, введение новшеств, требующих ощутимых материальных затрат от предпринимателей, и т. д.
– Например?
– В прошлом году владельцы автозаправочных станций могли себе позволить выделять средства на благотворительность, но в этом году им связали руки, обязав устанавливать контрольные приборы учета. Стоимость такого оборудования для одной АЗС в среднем 10–15 миллионов тенге. А ведь помимо автозаправочных станций у тех же предпринимателей-“заправочников”, как правило, имеются нефтебазы. Для оборудования нефтебазы приборами учета необходимо выложить порядка 250 миллионов тенге. И теперь денег на помощь городу либо каким-то категориям граждан, нуждающихся в помощи, у владельца АЗС попросту нет. Меценаты подарили дом воспитывающей пятерых внуков актюбинской бабушке
– А если говорить о мелком бизнесе?
– Там происходит то же самое. Помните, как мы доказывали в начале этого года, что внедрение кассовых аппаратов с онлайн-передачей данных сразу в масштабах страны едва ли оправданно? Так вот, несмотря на наши доводы, новшество внедрили. Но есть ли результативность от внедрения? Нам так и не ответили на этот вопрос. А ведь мы, представители бизнес-сообществ, как и простые предприниматели, доказывали: перед внедрением какого-либо новшества нужно экономическое обоснование его необходимости. Нужна экспериментальная площадка в рамках, допустим, одного города. И наглядные доказательства того, что за период проведения пилотного проекта пополнения в казну от налогов выросли во столько-то раз. Но у нас почему-то внедряют сразу в масштабах Казахстана, а потом удивляются, когда начинаются проблемы.
– Но ведь меценатство в Казахстане не умерло пока…
– Скажем так: есть сердобольные предприниматели, которые хотят помочь нуждающимся, но вынуждены сегодня делать это чуть ли не “нелегально”. Мы же неоднократно выходили на профильное министерство с предложением о разработке законопроекта, который бы позволил бизнесменам, занимающимся благотворительностью, получать налоговые льготы. Увы, пока министерство финансов к этому не готово, и потому данный вопрос даже не обсуждается.
– А в нашем налоговом законодательстве не предусмотрено никаких преференций для меценатов?
– Абсолютно. То есть даже если предприниматель в рамках той же программы “Туған жер” бескорыстно помогает родному селу, то налоги он все равно должен будет заплатить в полном объеме. Хотя во многих странах существует такая практика: если предприниматель занимается меценатством, то на средства, которые он тратит на благотворительность, он имеет скидку по налогам. А у нас соразмерных преференций нет. Соответственно социальная ответственность бизнеса потихоньку становится роскошью.
КАРАГАНДА