Собственность Азербайджана за рубежом могут арестовать - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+18 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Собственность Азербайджана за рубежом могут арестовать

Собственность Азербайджана за рубежом могут арестовать

По словам главы "Бармек" Гусейна Арабула, для возмещения ущерба этой компании, могут быть проданы азербайджанские самолеты, корабли, или другое, более ценное имущество.

  • 18 Июля 2006
  • 1278
Фото - Caravan.kz

В случае отказа правительства Азербайджана выплатить компенсацию энергораспределительной компании «Бармек-Азербайджан» на сумму в 350 млн. долларов, не исключается возможность наложения ареста на государственное имущество страны зарубежом.
«Если мы будем вынуждены на это пойти, то арест может быть наложен на самолеты, корабли, или другое, более ценное имущество».
Об этом в эксклюзивной беседе заявил еженедельнику «Эхо» президент «Бармек-Азербайджан» Гусейн Арабул.
Но, по его словам, компания пока еще надеется на достижение согласия с правительством до заседания Вашингтонского суда по защите инвестиций.
«Бармек» не хотел бы идти на такие крайние меры, как арест госимущества. «Поскольку любая даже самая плохая договоренность лучше, чем суд», — считает он.
Арабул отметил, что этот суд рассматривает вопросы по защите прав иностранных инвесторов в тех странах, куда они вкладывают инвестиции.
Он привел примеры, когда посредством решения данного суда права инвесторов были восстановлены. Например, в Пакистане одна турецкая компания занималась строительством автомагистральной дороги, но, из-за возникновения проблем с властями, компания подала в суд, выиграла и потребовала компенсацию в размере 350-400 млн. долларов.
«Наш иск вытекает не из подписанного с правительством 25-летнего контракта о передаче энергосетей в управление, а из подписанного в 1994 году межправительственного соглашения между Турцией и Азербайджаном о взаимной защите и поощрении инвестиций. Там указано, что необходимо создать условия для иностранных инвесторов, и не требовать с них дополнительных налогов. И мы жалуемся на то, что в стране есть несправедливость, так как различные ведомства — АО «Азерэнержи», министерства налогов и экономического развития работают на «заказ». Поэтому мы и обратились туда, где никто ни работает по отношению к кому-то предвзято».
Между тем, пока не определена дата проведения предварительного заседания, поскольку суд тщательно изучает дело.
Он также изучает полномочия Кабинета Министров и Минэкономразвития (МЭР), вытекающих из долгосрочного контракта о передаче энергосетей Абшерона и северных районов в управление, в том числе на основе соответствующего указа президента страны.
«Они потребовали у нас Устав МЭР и сейчас он переводится на английский язык», — сообщил глава «Бармек-Азербайджан».
По словам же юриста Фуада Агаева, в 1995 году наша страна подключилась к Вашингтонской конвенции по урегулировании споров между государствами и иностранными инвесторами. При ней функционирует Центр по урегулированию споров, так называемый Вашингтонский суд. Он занимается рассмотрением тех исков, которые передаются ему, и только касательно стран, подключившихся к конвенции.
«В принципе, в практике этого Центра имелось место наложение арестов на государственное имущество, когда государство отказывалось выплачивать инвестору компенсацию на основании решения суда. Это возможно, исходя из условий указанной конвенции и подписанного между странами межправительственного соглашения.
Но я не знаком условиями документа и подписанного с компанией контракта о передаче сетей в управление, а также степенью обоснованности аргументов как со стороны «Бармек», так и правительства Азербайджана.
Поэтому заранее не могу сказать, пойдет ли суд навстречу требованиям компании, и по данному случаю будет ли принято решение об аресте госимущества или нет.
Тем более, что иск еще не рассмотрен и даже нет промежуточного решения Центра. Могу лишь сказать, что подобные случаи — арест госимущества имели место в практике суда»
, — подчеркнул Ф.Агаев.
Следует также отметить, что американские акционеры ЮКОСа, обвиняющие правительство России и ряд крупных госпредприятий в преднамеренном разделении компании ЮКОС, в результате чего их доли в компании потеряли стоимость, также обратились в Вашингтонский суд. И теперь приходят положительные для «Бармек» новости.
Помимо обращения в вашингтонский суд, акционеры «Юкоса» подали иск и в Арбитражный суд Голландии. Иск, в рамках которого были арестованы активы российской компании, был подан 24 октября 2005 года от имени 12 миноритарных акционеров ЮКОСа. Ответчиками были
названы Россия, Минюст РФ, консульский отдел посольства России в Вашингтоне, «Газпром», «Газпромнефть», «Байкал Финанс Групп», «Роснефть», а также девять физических лиц, в частности — министр финансов Алексей Кудрин, глава Минпромэнерго Виктор Христенко, руководство «Газпрома» и «Роснефти».
Суд удовлетворил требование адвокатов американских акционеров ЮКОСа арестовать 60% акций West Kamchatka Holding BV, принадлежащих «Роснефти». West Kamchatka Holding BV — голландская компания, управляющая активами совместного предприятия «Роснефти» и Korea National Oil Corp (KNOC) по освоению Западно-Камчатского шельфа.
60% компании принадлежат «Роснефти», однако все расходы по проекту несет корейская сторона. Чтобы разделить риски, KNOC привлекла еще пять корейских компаний — Korea Gas Corp., S-Caltex Corp., SK Corp, Daewoo International Corp.и Kumho Petrochemical and Hyundai Corp — которые имеют 20% акций проекта. Еще 20% KNOC оставила себе.
Таким образом, в случае положительного решения суда они могут быть проданы для возмещения ущерба. Если это произойдет, появится прецедент, которым смогут воспользоваться другие акционеры ЮКОСа.
Один из истцов, по имени которого часто называют это дело — Ричард Ален (владелец 1900 ADR ЮКОСа) — бывший советник по внешней политике президентов США Ричарда Никсона и Рональда Рейгана. Он решил участвовать в иске, чтобы «вернуть деньги и потребовать возместить ущерб».
Аллен ранее заявлял, что его личные инвестиции в бумаги ЮКОСа составили 65 тыс. долларов.
Так как компания West Kamchatka голландская, решение суда не позволяет «Роснефти» каким-либо образом распоряжаться своими акциями.
По словам адвоката акционеров ЮКОСа Томаса Джонсона, юристы продолжат идентификацию и арест активов «Роснефти» вне России. «Если истцы добьются позитивного для них решения суда против «Роснефти», убытки будут покрыты этими акциями или другими активами «Роснефти», которые удастся арестовать», — приводятся слова адвоката в пресс-релизе АРСО. Акционеры оценивают свой ущерб примерно в 9 млн. долларов.
В «Роснефти» отрицают свою вину в деле ЮКОСа. «Мы выполняли все действия в рамках российского законодательства», — заявил «Газете.Ru» представитель госкомпании.
Юристы называют обращение адвокатов акционеров ЮКОСа в суд Голландии «нормальной западной практикой», но предупреждают, что судебного решения придется ждать минимум год.
«Разбирательство по иску американских акционеров к России закончится не завтра, а примерно через год — это средне-оптимистичный прогноз, — говорит управляющий партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс» Альберт Еганян. — В том случае, если американский суд примет решение в пользу акционеров, которое, кстати, можно будет обжаловать, возникнет еще одна проблема — вердикт судебной инстанции США не имеет прямого отношения к постановлению голландского суда.
То есть адвокатам придется отстаивать свою позицию в местном суде, и уже после того, как и голландский суд признает правоту истцов, только тогда можно потенциально говорить о том, что доля «Роснефти» могут быть реализованы для возмещения ущерба»
.
Запрет голландского суда на операции с принадлежащими «Роснефти» акциями West Kamchatka продлится ровно столько, сколько потребуется для завершения дела «Аллен против России».
«Скорее всего, требование к голландскому суду связано с иском в США, и ограничение носит продолжительный характер, — считает Альберт Еганян. — Опасность в другом — взыскание с «Роснефти» в Америке создаст прецедент, которым не преминут воспользоваться другие акционеры ЮКОСа». Прецедент может серьезно осложнить жизнь «Роснефти», — признают эксперты.
«Создание прецедента станет очень большой проблемой для госкомпании, так как все остальные акционеры смогут требовать возмещения ущерба, опираясь на решение американского суда», — уверен Игорь Васильев из Financial Bridge. Однако политическая воля может оказаться гораздо сильнее судебной беспристрастности.
Возвращаясь к разбирательству между «Бармек» и правительством Азербайджана, отметим, что 3 июля компания обратилась в МЭР, который ранее от имени правительства подписывал долгосрочный контракт с турецким Barmek Holding, об одностороннем приостановлении контракта. По словам Арабула, по контракту, на процесс приема-сдачи отведен месяц — до 3 августа. «Но до сих пор никто не пришел. Мы, со своей стороны подготовили все папки с целью проведения тренинга новой управляющей компании».
Он также отметил, что «Бармек» не предоставлены итоги ревизии, проводимой межведомственной комиссией в АО «Бакыэлекрикшебеке», и этим только растягивается время.
Что касается иска МЭР в Экономический суд по спорам, вытекающим из международных договоров, то «Бармек» там поднял вопрос о том, что министерство сначала должно было уведомить о своем намерении обращаться с иском в суд, причем 2 раза. «Мы сами так поступили — 10 марта уведомили о том, что правительство не выполняет свои контрактные обязательства, затем, через 60 дней вторично обратились с уведомлением. По истечению же 45 дней приостановили подписанный контракт. Пока ждем, когда же начнется процесс приема-сдачи. По истечению отведенного срока — месяца мы всю информацию и документы в одностороннем порядке представим в Кабмин», — заявил Г.Арабул.

А.Мехтиева, Н.Алиев

Фото с сайта «Эхо»