Причин тому несколько. Во-первых, эта организованная форма управления жильем давно потеряла доверие граждан.
Правда, два года аким Тараза Ильяс Тортаев попытался повысить ответственность КСК перед населением, а также помог таразцам подготовить дома к зиме. Но и после этого мало что изменилось.
Во-вторых, сами горожане никак не могут (это за 11 лет-то!) привыкнуть к тому, что жилищные конторы канули в Лету окончательно и бесповоротно.
В Таразе только 1/5 часть многоэтажек входит в КСК, и лишь немногие жители могут похвалиться тем, что их дома находятся в образцовом порядке. Большинство КСК не могут оплатить заработную плату сантехникам и дворникам. К примеру, дом, в котором живет моя семья, в прошлом году вошел в состав КСК «Алма-булак».
Что изменилось с тех пор? По-прежнему, жители самостоятельно убираются в подъездах, подметают двор (если имеется желание) и латают крышу, чтобы не жить в сырости.
— Вы имеете полное и законное право общим собранием жильцов переизбрать председателя КСК, если вас не устраивает его работа, — каждый раз советует аким города Ильяс Тортаев на сходах жителей.
Но мало кто из людей представляет себе, как это возможно. В свое время все КСК были созданы на базе жилконтор, председатели назначили себя сами, после чего члены кооперативов безропотно подписали договоры на техобслуживание.
Спросите любого горожанина, знаком ли он с законом «О жилищных отношениях», что знает о своих обязанностях и правах? И в ответ услышите такое, что станет ясно: ни-че-го. Вот отсюда-то и вытекают все проблемы, с которыми столкнулись владельцы квартир (в свое время активно приватизировавших свое жилье) и городские власти (тоже активно избавившиеся от тяжкого груза коммунального жилья). Ведь за 10 лет свободы ничего путного от нее никто не получил. КСК в большинстве своем сегодня влачат жалкое существование, потому что жители предпочитают предъявлять им, — и не без основания, — претензии, а не платить.
Дома вот-вот превратятся в трущобы, хотя сами горожане предпринимают попытки спасти их, или получить как можно большие дивиденды с квартир, выставляя их в качестве залогового имущества в банках.
Но долго так продолжаться не может.
Поэтому сегодня акимат города призывает горожан объединяться в КСК, создавать новые, переизбирать председателей, если те не справляются со своими обязанностями. Но все эти попытки пока остаются бесплодными, потому что народ объединяться не хочет, он желает жить сам по себе, мечтая, что о его жилье будет заботиться кто-то другой.
Каждый раз я с замиранием сердца смотрю сюжеты по российскому телевидению, где жителей квартир в многоэтажках учат знать и уважать свои права, если те столкнулись с коммунальными проблемами. Ну как не завидовать россиянам, у которых столько возможностей заставить ЖЭК отремонтировать квартиру, вставить окна и двери, подмести двор и вымыть подъезд. Для нас это недостижимая роскошь…
Увы, мы вынуждены больше полагаться на собственные силы, если в доме прорвала канализация, а в КСК нет сантехника. В Таразе только одно предприятие, ТОО «Анель и К», устраняет эту неполадку. Располагает оно раздолбанным грузовым драндулетом, на котором приезжают не совсем трезвые сантехники. О каком качестве работы может идти речь? Я попыталась найти альтернативный вариант, и в итоге засор в канализационных трубах собственноручно устранил мой муж. Стоило нам это оплаты за два вызова аварийной бригады и кучи так и не восстановившихся нервов.
Что делать жителю Тараза, если ночью случился прорыв водопроводной сети? Самый проверенный и надежный способ — самостоятельно перекрыть кран, лишив воды свой и еще два-три соседних дома. А потом в течение суток ждать прибытия аварийной бригады, которая не станет ничего делать бесплатно в зоне ответственности кондоминиума. Естественно, если у вас с соседями несмотря ни на что сохранились хорошие отношения, то расходы будут разделены между всеми жильцами дома. В противном случае, платите из своего кармана.
Интересно, но факт — никто из жителей нашего дома не знает в лицо председателя КСК, не все знакомы и со старшим по дому. Кстати, последняя должность законного обоснования не имеет. Впрочем, именно старшие по домам и подъездам делают для своих жилищ больше, чем любой председатель кооператива собственников квартир. Они и остаются связующим звеном между народом и исполнительной властью. При этом если что-то с этого и имеют, то только благодарность со стороны жителей дома, да спокойствие за судьбу своего дома и… все.
По информации советника акима города Тараза Нудфуллы Зупарова, на 1 января текущего года в составе 23 кооперативов собственников квартир числятся 245 домов. А всего в городе 1017 многоэтажных домов плюс новостройки. Почему жители не торопятся объединяться по принципу «Один дом — один КСК»?
— Чтобы создать КСК необходимы деньги, — ответил Нудфулла Мирхамитович. — Акимат оказывает помощь при оформлении документов, но материальные затраты на эти цели бюджетом не предусмотрены.
Вот поэтому-то в течение в двух лет в Таразе был организован всего один КСК, а собственники квартир идею вступить в существующий кооператив, воспринимают с опаской и недоумением: дескать, зачем нам еще эти проблемы? Что состоит дом в КСК, что не состоит, разницы никакой. Однако решившихся на этот шаг греет надежда на обещание акимата отремонтировать подвальные помещения домов, которые объединены в законную форму управления, то есть кооператив собственников квартир.
Только с начала текущего года в рамках городской программы «Ветхое жильё» за счет бюджетных средств было отремонтировано 54 аварийных дома — полностью заменены инженерные сети, покрашены подъезды, заменена кровля.
«Бесхозные» же дома жители должны приводить в порядок самостоятельно. Вот и получается ситуация, когда «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
Сейчас на дворе стоит лето, и никто не волнуется о том, как придется встречать будущую зиму. Будет ли тепло в доме или опять до декабря в квартирах установится уличная температура из-за того, что элеваторный узел растащили на запчасти местные «кулибины»? Это, кстати, тоже зависит от жителей, которые не заперли подвальные помещения на замок. Уже мало кто возмущается по поводу грязи во дворах и в подъездах, в которых можно снимать фильмы ужасов. К сожалению, люди привыкли жить в таких условиях.
А если кого-то такая жизнь не устраивает, он перебирается в более «цивильный» район, где у жителей есть деньги на содержание вахтера и дворника, имеется желание поддерживать добрососедские отношения и ценить собственное спокойствие за завтрашний день.
Они не задают вопросы типа: «Почему я должен оплачивать ремонт крыши, если живу на первом этаже?». И понимают, что любой дом нуждается в заботе и внимании. В противном случае дом тоже начинает относиться к своему хозяину плохо: все шире становятся щели в окнах, все тоньше крыша над головой, а полы начинают скрипеть под ногами нерадивых обитателей.
Думается, пока людям живется более или менее комфортно в своих квартирах, они не станут объединяться, потому что привыкли жить в одиночку, согласуясь с собственными убеждениями и принципами.
Впрочем, законы общежития мы тоже создаем сами, и должны понимать, что разруха начинается сначала в умах, а затем становится страшной действительностью.
Фото автора