А простые казахстанцы не жалеют денег на лечение тяжелобольных детей. Особенно когда возможность помочь им находится совсем рядом, на расстоянии протянутой руки.
В Алматы часто можно увидеть, как молодые и энергичные люди, представившись волонтерами одного из благотворительных фондов, просят помочь деньгами тому или иному человеку. И очень часто они просто навязчивы: буквально перегораживают дорогу, говоря: "Помогите больному мальчику". Они часто собираются возле крупных ТЦ, на Арбате, а также рядом с центральными аптеками и магазинами.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz решил узнать, для кого эти люди собирают деньги, настоящие ли они и как не попасться на удочку мошенников.
Девушку-волонтера возле супермаркета на Арбате мы приметили уже давно. Подойдя ближе, увидели, что в ящике для пожертвований, как оказалось, не так уж и мало денег. Там были монеты по 100 тенге, купюры по 200, 500 и редко встречающиеся 1000 тенге. Ящик был заполнен почти наполовину. Мы задали ей несколько вопросов…
— А из какой вы организации?
— «Мы хотим жить», девочку зовут Аружан Кадиржанова, она болеет ДЦП, собираем деньги на лечение, — рассказывает волонтер.
На боксе с деньгами фотография девочки, лет 11-12 на вид, но никаких доказательств по просьбе больше нам не предоставили. Про телефон родителей девочки сказали, что нужно выяснять у куратора, а он будет только после обеда. К нашему удивлению, прохожие просто клали деньги в ящик, не задумываясь, действительно ли нужна помощь.
Нас заинтересовала личность человека, для которого собирались пожертвования. Пробив по соцсетям, Аружан Кадиржанову в Интернете не нашли, а информация о фонде «Мы хотим жить» была только на одном-единственном сайте. В Интернете он значился как общественный фонд, где работают порядка 5 человек. Свою деятельность фонд начал с сентября 2017 года. Попробовали позвонить по номеру, который значился на сайте, но трубку так никто и не взял. Резонно возник вопрос: как благотворительная организация может работать без телефонов, своего сайта и отчетов о помощи?
На одном из алматинских форумов алматинка Карина Калиниченко поделилась по поводу этого своим мнением:
— В "Самале" через дорогу от "Достык Плазы" каждый день без выходных молодежь с бейджами просит деньги — якобы на лечение маленького мальчика. Пять-шесть человек, девушки и парни. Они давненько у самой "Плазы" внаглую ходили выпрашивали для девочки Ани, больной раком… Я звонила бабушке Ани, она вообще не в курсе была, что от их имени деньги собирают, — рассказывает Карина.
Сбор денег, по словам алматинцев, ведется уже очень давно. Его осуществляют подростки якобы для тяжелобольных детей. Они называют себя волонтерами и ходят по городу с кубами для сбора денег. Еще одного такого волонтера я встретила возле второй "Меги", на Сейфулина — Макатаева.
— Мы из "Үміт жарығы", — рассказывает мне девушка, — собираем деньги для помощи больным детям в Алматы.
Идем дальше. На боксе с деньгами у другого волонтера мы увидела фото мальчика — Каленова Даныра. Позже нашла его в Сети. И, как оказалось, он в самом деле нуждается в помощи. У него диагноз "Медуллобластома червя мозжечка". Правда, информацию о нем, как и его фотографию, без труда может найти любой человек.
"Луч надежды", или "Үміт жарығы", также есть и в Интернете, и в соцсетях. Участники фонда "Луч надежды" занимаются сбором денег и в других городах Казахстана, как видно по их страничке в соцсетях.
Шокирующий случай рассказала жительница Алматы на одном из форумов, который произошел с её знакомой прошлым летом.
— Моя знакомая работает в сфере волонтерства и благотворительности. Однажды она увидела, как собирают деньги на операцию для уже, к сожалению, скончавшейся девочки. После ее весьма эмоционального восклицания: "Да как вы можете" — все эти "волонтеры" быстро разбежались. Не знаю, которые сейчас — уже новые или те переоделись. Но теперь их документы, с первого, неискушенного взгляда, похожи на настоящие, — говорит она.
Получается, что каждый случай приходится проверять отдельно. Ведь неизвестно, что происходит с вашими деньгами дальше, когда вы опускаете их в ящик, дойдут ли они действительно до нуждающихся.
Ольга Гумирова, жительница южной столицы, рассказала, что каждый день вот уже третий год видит волонтеров с одними теми же объявлениями.
— Это мошенники. Около "Казкома" стоят на "Атакенте". Периодически подхожу и говорю, что некрасиво так поступать. Конечно, реакции ноль, но исчезают на пару дней. Обычно после обеда появляются и стоят до вечера. В команде три парня и две девчонки меняются.
Активистка из Алматы Наргиз Исмаилова проводила проверку таких просителей и поделилась своим опытом, а также тем, как отличить настоящих волонтеров от мошенников.
— Они часто не имеют отношения к благотворительным организациям, не помогают деткам, в большинстве случаев они просто берут фотографию ребенка, один какой-то контактный номер, который чаще всего оказывается отключен. И просто собирают денежки. Такие волонтеры всегда в людных местах, на парковках, на АДК, на "Меге", где Розыбакиева. Чаще всего подходят к женщинам с детьми. По тем номерам, которые мне давали, телефон всегда был отключен. Обычно такие благотворительные фонды дают все номера и всю информацию на ребенка. По крайней мере, хотя бы дают справки, выписки, телефоны родителей, а потом номера счетов: "Киви", банк "Казком", например. А здесь они просто ходят с коробом, собирают наличные, а все, что касается наличных, сложно учитывать, — рассказывает Наргиз.
— А как можно уберечься и не стать жертвой мошенников?
— Если ребенок болеет, то ни один уважающий себя родитель или волонтер не будет ходить вот так с коробом и просить деньги. Чаще всего они обращаются в фонды официальные, пример — фонд Аружан Саин, у нее идут отчеты по каждому ребенку, по каждому тенге все справки. Они не собирают деньги в коробочках. У них есть добровольное общество милосердия, там можно пожертвовать на счет или эсэмэской.
По словам Наргиз, есть даже мошенники, которые каждый год собирают деньги на одного и того же ребенка.
— Они раньше помогали, потом поймали на этом волну и стали злоупотреблять, двух или трех уже разоблачили. Была одна мамочка, которая собирала деньги на поездку за границу, прикрываясь ребенком. По наводящим вопросам можно легко вычислить такого мошенника.
О вышеупомянотом "Луче надежды" Наргиз Исмаилова не слышала, но еще раз призвала быть бдительной к таким вот волонтерам.
— Поймите, серьёзные организации такими вещами — ходить с ящиками — не занимаются, потому что чаще всего на лечение собираются очень крупные суммы, и вот так их не соберешь. Я слышала, что такие волонтеры забирают себе 50 процентов от суммы, поэтому они навязчивы, оказывают психологическое давление. Как только достаешь телефон и говоришь, что будешь снимать, они сразу исчезают. Я просила назвать себя, организацию, назвать ребенка, они даже не могут назвать имя и фамилию, они даже не в курсе дела.
P. S. Редакция медиа-портала Сaravan.kz ни в коем случае не считает мошенниками никого из представителей фондов, упомянутых в материале. Между тем мы считаем, что вопрос прозрачности пожертвований, которые собирают отдельные фонды на лечение больных детей, требует серьезного общественного обсуждения.