– Этот закон преследует главную цель – сокращение административных барьеров для бизнеса.
Кратко отмечу то, что должны взять на заметку и использовать в работе сегодня предприниматели.
Во-первых, сокращено значительное количество лицензий и разрешений в сфере промышленности, транспорта, здравоохранения, лесопользования. При этом законом вводится такое понятие, как “деятельность по уведомлению”.
Всего предполагается перевести на уведомительный порядок около 40 видов разрешений. Общее же количество разрешений сокращено на 257 из 1096.
Во-вторых, законом вводится запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в течение 3 лет со дня государственной регистрации (кроме юридических лиц).
Уменьшилась примерно в два раза периодичность проведения плановых проверок в области санитарно-эпидемиологического контроля, архитектуры и градостроительства в зависимости от степени риска.
В-третьих, что особенно важно, наконец-то пересмотрены критерии отнесения к субъектам предпринимательства. Малый бизнес – до 60 тысяч месячных расчетных показателей (МРП), крупный – свыше 3 миллионов МРП. К среднему бизнесу будут отнесены субъекты, не подпадающие под параметры малого и крупного бизнеса. Обращаю также внимание: субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность, подлежащую уведомительному порядку в соответствии с законом, должны в течение 3 месяцев со дня введения в действие закона подать уведомление о начале деятельности.
И вместе с тем я ожидал от этого закона большего. Считаю, что с его принятием поспешили, надо было еще поработать и шире обсудить в предпринимательской среде. По моему мнению, разобраться в законе простому человеку довольно сложно, и сегодня срочно необходимы разъяснения законодателей, специалистов. Оптимизация контрольных и надзорных функций государственных органов в законе прослеживается, но и усиление госконтроля тоже, особенно в сфере административного законодательства, архитектуры и градостроительства, охранной деятельности.
Кроме того, на мой взгляд, 30-процентное сокращение разрешительных процедур, хотя изменения и дополнения внесены в 89 нормативных правовых актов, не в большем объеме касаются малого бизнеса.
Прекрасно, что пересмотрены критерии субъектов частного предпринимательства, но они вводятся лишь с 1 декабря 2013 года. Почему? То же самое касается запрета на плановые проверки субъектов малого бизнеса на три года с момента регистрации, но вводится эта мера только с 1 января 2013 года. Так что с трудом верится, что наступит предпринимательский бум…