В ожидании
“Караван” уже рассказывал о полосе невезения, в которую попал проект реконструкции горного участка республиканской трассы Усть-Каменогорск – Алтай – Рахмановские Ключи (“КАРАВАН”, “Трудный перевал”, 3 августа 2018 года; “Нам любые дороги дороги”, 26 июля 2019 года). Напомним, дорожная стройка увязла в процедуре перевода земель государственного лесного фонда в категорию транспортных коммуникаций. Всего следовало согласовать два участка площадью 24 и 1,5 гектара.
В начале 2017 года документы ушли в республиканский комитет лесного хозяйства и животного мира. В 2018-м на протяжении всего года у них был статус “на рассмотрении”.
В 2019-м, после того как пакет дополнили картой с более высокой детализацией, в ведомствах наконец дали добро, вышло соответствующее постановление правительства.
Дальше участки предстояло поставить на баланс комитета автомобильных дорог и зарегистрировать. Оформить разрешение на строительные работы, очистить территорию от леса, составить акт… Это заняло бы какое-то время, но хотя бы стали понятны примерные сроки завершения проекта.
Мы решаем своими глазами увидеть, как обстоят дела на Осиновке. Состояние трассы, соединяющей Усть-Каменогорск с Алтаем, – это отдельная история. Не сказать, что здесь полный ужас, дорожная техника вроде работает, борется со снегом. Но едешь – то участок, где проезд чуть ли не в одну колею, то такое место, где интеллигентной иномарке лучше сразу разворачиваться. Есть места, где 3–4-метровые сугробы тянутся вдоль трассы как тоннель.
Добираемся до перевала. С верхушки открывается чарующая панорама заснеженных гор и распадков. Еще летом здесь, на строительстве нового дорожного участка, кипела работа. Техника утюжила сопки, отсыпала широкое полотно. Сейчас вокруг ни души. Бульдозеры, экскаваторы, тракторы – в толстых снежных шапках. Тишина, полный природный релакс. Просто воплощенное отсутствие деловой активности…
Связываемся с подрядной организацией “АБК Автодор-НС”, интересуемся, что с объектом. На том конце телефона коротко отвечают: стройка законсервирована.
– Если бы работы шли, как планировалось, мы достроили бы дорогу в 2019-м и в этом году положили бы асфальт, – поясняют дорожники. – Все, что от нас зависело, мы сделали. Дальше двигаться нельзя, проектная документация не позволяет. Ее нужно приводить в порядок. Говорить что-то по срокам несерьезно. На дороге предусмотрен мост длиной 175 метров, только на него отведено 20 месяцев. Но когда мы сможем приступить к работам? Землеустроительный проект на согласовании, ждем.
Водный барьер
Почему пакет документов, колесивший больше двух лет по министерствам и ведомствам, отправился в новый забег?
Как пояснили в региональном отделении компании “ҚазАвтоЖол”, выяснилось, что на одном из участков гослесфонда протекает ручей, у которого даже нет названия. В соответствии с Экологическим кодексом на него, как на любой водный источник, распространяется норма обязательных водоохранной полосы и водоохранной зоны. По закону здесь запрещены любые хозяйственные работы. И главное – эти территории должны быть обозначены в землеустроительном проекте.
Казалось бы, мелочь, несколько соток земли. Но без официально оформленного разрешения подрядчик не вправе ступить сюда ни ногой.
– Процедура запущена, согласование может занять от 6 до 8 месяцев, – пояснили специалисты “ҚазАвтоЖол”. Новые кочевники прошли по алтайской дороге, которую строил Арнольд Шварценеггер
Для ясности просто приведем хронологию. Минувшей осенью, в октябре, общественный совет Восточно-Казахстанской области организовал слушания по проекту установления водоохранной зоны и водоохранной полосы безымянного ручья в створе участка дорожного строительства. В ноябре этот проект утвердил областной маслихат, а облакимат издал соответствующее постановление. В декабре документ прошел регистрацию в департаменте юстиции. И в настоящее время дополненный и отредактированный землеустроительный проект поступил на согласование в Нур-Султан, в республиканский комитет лесного хозяйства и животного мира.
Сколько времени займет эта новая кругосветка по кабинетам?
Можно примерно посчитать. Если повезет и согласование пойдет по позитивному сценарию, правительственное постановление могут принять к будущей осени, и еще через 2–2,5 года объект достроят. Повторимся, это в идеале. В случае, если сценарий окажется негативным, то есть согласование затянется, сроки отодвинутся на 3–4 года.
Как бы то ни было, уже абсолютно ясно: важный государственный дорожный проект превратился в долгострой.
Специалисты-дорожники не раз заявляли, что решения о переводе земель должны быть делегированы регионам. Хотя бы по таким масштабным объектам, как реконструкция республиканской трассы. Кому, как не местным исполнительным органам, знать свои земли и быть заинтересованными в скорейшей утряске формальностей? Новые злоключения восточно-казахстанского проекта – только лишнее тому доказательство.
Не надо быть специалистом, чтобы понять, какие убытки несет длительный простой подрядному ТОО.
Теряют актуальность расценки на материалы, заложенные в смету, – достаточно посмотреть, как галопирует цена на дизтопливо. Техника простаивает. Для охраны стройплощадки надо держать сторожей.
Все эти расходы не предусмотрены проектом. А если подрядчик задумается о расторжении договора? Может он пойти на это? Вполне. Тогда последуют судебные разбирательства, а значит, дополнительные задержки по времени, поиск новой строительной компании.
Напомним, о реконструкции дороги Усть-Каменогорск – Алтай (бывший Зыряновск), известной как Восточное кольцо, заговорили еще в 1990-е годы. Трасса тянется по горам и изобилует серпантинами, крутыми подъемами, спусками, отвесными склонами и ущельями. С наступлением зимы она держит в напряжении “Казселезащиту”, службы ЧС и дорожников. У водителей дорога пользуется дурной славой из-за гололеда, снежных заносов и лавин. Сначала был построен 45-километровый участок до села Северного. В 2010 году завершили 10-километровый отрезок практически до подножия Осиновского перевала. В 2017 году очередь дошла до самого сложного участка длиной 32 километра в обход перевала. Общая ширина земляной насыпи – 12 метров, ширина дорожного покрытия – 8 метров и на поворотах для безопасности обочины увеличены до 15–20 метров. На реконструируемом участке предусмотрены подпорные стенки и полки против осыпей, 19 водопропускных сооружений, 175-метровый мост через речку Пихтовку. Общая стоимость проекта – около 17 миллиардов тенге.
Усть-Каменогорск