– Сейчас, когда мы уже более знакомы с характером нового вируса SARS-CoV-2 и уже столько людей на земле в той или иной мере соприкоснулись с этой инфекцией, многие делятся своими впечатлениями о последствиях болезни, – говорит психиатр. – Практически у всех переболевших мы наблюдали снижение памяти, многие стали страдать депрессиями различной степени, а также нарушением сна.
Был у нас такой случай: поступила молодая пациентка – активная женщина, с высшим образованием, прекрасная мама четверых детей. Успевала трудиться на трех работах, возить детей в школу, на репетиторство.
И вдруг, переболев COVID-19, о котором даже не подозревала, она попадает к нам в психиатрическую лечебницу.
Всю жизнь до этого она была человеком абсолютно неконфликтным, а тут накануне госпитализации стала скандалить с самыми близкими людьми, которых раньше безумно любила, кричала на всех, крушила мебель, разбивала телефоны…
– Но почему вы уверены, что ее психическое расстройство вызвано именно последствиями COVID-19?
– Сначала мы просто это предположили. Потом направили ее материалы на анализы, которые и показали, что в ее крови есть антитела к этой инфекции. Получается, что накануне женщина перенесла COVID-19. Просто болезнь у нее прошла в легкой форме. Буквально 1 день продержалась температура, а потом она продолжала работать. Полагаю, что ее состояние связано с коронавирусом на 100 процентов, поскольку других факторов, которые могли бы повлиять на психику, у нее не было.
Состояние ее на момент госпитализации было тяжелым. Она не могла назвать свое имя, не знала, сколько у нее детей, какой текущий год, не знала, где находится, и заявляла, что у нее 10 детей. Причем за 10 дней до этого она спала всего по 2 часа в сутки! Поэтому первое, что мы сделали, это восстановили сон. И лишь по истечении месяца лечения у нее появилась положительная динамика.
– Кроме диагностики на COVID-19 были еще какие-то исследования?
– Да. Магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга пациентки. Она показала картину мультифокальных участков поражений белого вещества головного мозга с характерными признаками для демиелинизирующего процесса. То есть вначале женщина поступила как будто с признаками шизофрении, а в результате оказалось, что это последствия коронавирусной инфекции. Поэтому мы обычно повторяем, что у психиатров нет единого шаблона для описания видов психических расстройств.
Работала с ней целая команда врачей. Мы подключили инфекциониста, невропатолога, профессора, заведующую кафедрой психиатрии, психотерапии и наркологии КазМУНО. Участвовал даже специалист из комиссии по рассеянному склерозу.
Восстанавливали долго и упорно. Лечили нашими и неврологическими препаратами совместно. И в этом лечении прослеживалась интенсивная динамика. Суть в том, что коронавирус за 4 месяца привел женщину к выраженному снижению интеллекта и памяти. К тому, что она не могла назвать время, не знала цифры, буквы, не могла писать. Это был первый случай, когда мы столкнулись со столь серьезными последствиями COVID-19. Потому все вопросы обсуждали совместно и учитывали мнения со стороны.
– Чем всё закончилось после месяца терапии?
– Мы откорректировали ей сон, нормализовали настроение, устранили агрессию, и в дальнейшем пациентка нуждалась в лечении у невропатолога. Он назначил сосудистые препараты, нормализующие кровоснабжение головного мозга. После выписки из нашего центра женщина еще лечилась в неврологическом отделении. И сейчас, можно сказать, она уже в трудоспособном состоянии, восстановились и взаимоотношения в ее семье. Ведь поначалу все было на эмоциях, со слезами на глазах, испуганные родители, братья, сестры. Такая была стрессовая ситуация! Муж переживал, что к четверым детям прибавится еще один большой и неуправляемый ребенок – его жена, а малыши останутся без мамы. И тут такой хороший результат. Сейчас женщина занимается своими детьми, домашним хозяйством и планирует вернуться к трудовой деятельности.
– Есть ли вероятность, что она восстановится на 100 процентов?
– Конечно! Она продолжает лечение у невропатолога. В помощи психиатров уже не нуждается. Ухудшение памяти, выпадение волос: что еще угрожает людям, переболевшим коронавирусом
Но это не единичный случай. У нас уже было много пациентов с депрессией в результате коронавирусной инфекции. Некоторые непосредственно после болезни, другие с депрессией, потому что потеряли работу во время карантина, третьи – из-за того, что их близкие скоропостижно скончались вследствие COVID-19. Были и такие, кто, находясь в инфекционном госпитале, видел, что происходило на соседних койках, и теперь в них вселился страх умереть от повторного заражения, а также страх за судьбы родных. В общем, бесследно ни для населения, ни для медицинских работников, среди которых было много пострадавших, это не прошло. И очень надеюсь, что в ближайшее время эта пандемия всё же закончится.
– Тогда давайте попытаемся как-то успокоить наших граждан и предостеречь от подобных обстоятельств.
– Мы всегда готовы помогать людям в таких ситуациях. На сайте нашего Центра психического здоровья города Алматы www.cpzalmaty.kz проводятся онлайн-консультации и круглосуточно работают телефоны доверия для граждан, оказавшихся в кризисных ситуациях. Вот они: 376-56-60, мобильные – 8 (708) 983- 28-63 и 1303.
Алматы