СНГ: никому не мешает, ничего не создает - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+2 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
СНГ: никому не мешает, ничего не создает

СНГ: никому не мешает, ничего не создает

В Санкт-Петербурге завершил свою работу неформальный саммит глав государств-участников СНГ.

  • 15 Июня 2007
  • 969
Фото - Caravan.kz

В очередной раз клуб президентов доказал всему миру свою жизнеспособность, несмотря на прогнозы скептиков о быстром распаде Содружества.
Действительно, как может прекратить свое существование организация, которая уже несколько лет назад фактически перестала функционировать и сегодня представляет собой размытую структуру, где заключенные в большом количестве соглашения преданы забвению?
Это подтвердил и президент Казахстана Н. Назарбаев, отметив, что в рамках СНГ было принято более 1600 документов, при этом более 70% из них не подписаны и не работают.
Вместе с тем, прошедший саммит по многим параметрам можно назвать «прорывным» в отношениях между странами-участниками СНГ. Используя встречи президентов в рамках саммита, многие участники уже свыклись с существующей реальностью, которая в очередной раз показала назначение подобного рода встреч.
В данном случае речь идет не об институциональном развитии СНГ, так как становится очевидным, что устремления большинства членов СНГ направлены совсем в другие стороны, а об использовании данной структуры в качестве дискуссионной и переговорной площадки по интересующим страны вопросам.
Так, знаменательной стала двусторонняя встреча, между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Армении Робертом Кочаряном. Очередная попытка разрешить карабахский конфликт показала, насколько близко подошли президенты двух стран к пониманию необходимости устранения многолетнего конфликта.
Вместе с тем нужно отметить, что работа прошедшего саммита фактически была построена вокруг двух стран — России и Туркменистана, которые на время работы президентского клуба стали основными центрами притяжения интересов других стран-участников СНГ.
Итак, президент Туркменистана на прошедшем саммите отличился следующим образом.
Во-первых, прошедший саммит президентов Содружества стал первым за последние годы, где присутствовали лидеры всех 12 стран, входящих в эту международную структуру. Так, новый президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов, в отличие от игнорировавшего встречи президентов своего предшественника Туркменбаши, не только приехал, но принял активное участие в работе саммита.
Стоит отметить, что это не первое участие Г. Бердымухаммедова в саммите глав стран-СНГ. Так, еще в ноябре 2006 года, Бердымухаммедов в ранге вице-премьера представлял свою страну на саммите в Минске. Тогда на него практически никто не обратил внимания.
Во-вторых, на саммите усилились двусторонние контакты между Туркменистаном и Азербайджаном. Напомним, что между Ашхабадом и Баку произошел конфликт, в основе которого оказалось месторождение Сердар (Кяпаз), содержащее по некоторым данным около 450 млн. баррелей нефти и 32 млрд. кубометров газа.
В результате противостояние между Туркменистаном и Азербайджаном привело к дипломатическому конфликту и едва не закончилось вооруженным противостоянием. На саммите Ильхам Алиев и Гурбангулы Бердымухаммедов фактически начали переговорный процесс по разрешению конфликта.
В-третьих, по инициативе президентов Узбекистана, Грузии и Азербайджана произошла встреча с президентом Туркменистана. Ясно, что основной темой переговоров были энергетические проекты как действующие, так и перспективные.
В-четвертых, президент Туркменистана Г. Бердымухаммедов, сославшись на занятость, отказал во встрече президенту Украины В. Ющенко, что наталкивает на некоторые размышления по поводу радужных перспектив сотрудничества между этими двумя странами.
Что касается президента России В. Путина, то у него за время саммита тоже было проведено несколько встреч.
Во-первых, прошла встреча с президентом Украины, на которой обсуждались вопросы поставки энергоресурсов в Европу через Украину и отмены списков персон нон-грата. На встрече В. Ющенко с В. Путиным была достигнута договоренность о налаживании конструктивного сотрудничества в энергетической сфере и создании комиссии, которая изучит ситуацию с персонами нон-грата. Однако не произошло анонсированное ранее подписание плана действий Украина-Россия на 2007 — 2008 гг.
Во-вторых, между президентом России В. Путиным и президентом Грузии М. Саакашвили. Принимая во внимание особые взаимоотношения между двумя странами, сложившиеся в последнее время, она привлекла внимание практически всех участников саммита.
В то же время факт возобновления выдачи виз грузинским гражданам посольством России в Тбилиси можно рассматривать в качестве жеста доброй воли сто стороны РФ. В данном случае можно предположить, что речь между двумя лидерами велась о налаживании сотрудничества с перспективой вступления России в ВТО и изменении позиции Грузии по этому вопросу.
В-третьих, у президента России Владимира Путина прошла двусторонняя встреча с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, на которой обсуждалось дальнейшее сотрудничество между двумя странами. Не исключено что во время встречи были затронуты вопросы дальнейшего военно-политического сотрудничества, как в рамках двусторонних отношений, так и в рамках ШОС, а также вопросы торгово-экономического сотрудничества и сотрудничества в энергетической сфере.
В-четвертых, состоявшиеся двусторонние встречи президента России В.Путина с президентом Узбекистана Исламом Каримовым и президентом Кыргызстана Курманбеком Бакиевым, в очередной раз показывают, что внешняя политика Москвы и в дальнейшем будет включать в себя центрально-азиатский вектор.
Вполне вероятно, что на встречах президента России с президентами республик Центральной Азии обсуждался вопрос совместных действий в рамках ШОС.
Не исключено, что президенты в двустороннем формате в очередной раз рассматривали вопрос об американском военном присутствии в Центральной Азии, а точнее, о военно-воздушной базе США в Кыргызстане.
Вместе с тем наряду с многообещающими двусторонними встречами в рамках саммита были обсуждены и вопросы дальнейшего функционирования СНГ, которое в последнее время стало больше напоминать не региональную организацию, а «президентский клуб» площадку для встреч президентов, с ничем не обязывающими инициативами и заключенными совместными соглашениями, носящими в большинстве случаев декларативный характер.

Продолжение следует

Рисунок с сайта http://www.apn.kz