Шум на весь СССР
В 1990 году южноказахстанский поселок Новониколаевка (ныне Жабаглы), что у самой границы Аксу-Джабаглинского заповедника, прославился на весь Советский Союз заявлением, что именно здесь живет легендарный снежный человек. И говорилось это не где-нибудь в кулуарах, а на страницах популярнейшего и авторитетного журнала «Вокруг света». Это издание даже организовало научную экспедицию в Аксу-Джабаглинский заповедник. Хотя самого снежного человека ученым увидеть так и не удалось, они уверяли, что слышали его шаги по ночам, видели следы и даже научились его выманивать. Организатор и руководитель экспедиции кандидат биологических наук Валентин САПУНОВ так подвел итоги путешествия: «…Мы пришли в эти глухие места, овеянные легендами о диких волосатых людях, чтобы подтвердить возможность обитания на Тянь-Шане «снежного человека». Но добились большего. Мы теперь можем предположить, что киик-адам здесь живет…».
А началось все с того, что, как писал «Вокруг света», с киик-адамом столкнулись школьники, совершавшие поход по урочищу Кши-Каинды: «…Около часа ночи… сотрудница заповедника Аксу-Джабаглы (Западный Тянь-Шань) с группой школьников возвращалась в «научный домик» – избушку, где отдыхают работники заповедника и егеря во время полевых исследований. Внезапно словно выплыла из темноты высокая женщина (впоследствии они утверждали, что рост ее был не менее 180 сантиметров), посмотрела на них, в лунном свете блеснула седоватыми волосами и исчезла. Все в панике бросились к избе, закричав от страха…»
Ищите женщину
После публикации в журнале «Вокруг света» история о встрече со снежным человеком в Аксу-Джабаглинском заповеднике неоднократно и по-разному пересказывалась шымкентскими газетами. Журналисты упорно искали ту самую сотрудницу заповедника, повстречавшуюся с легендарным существом. Но все сотрудники, а особенно сотрудницы, категорически открещивались от «нелепых подозрений». Спустя много лет личность этой свидетельницы все же была установлена.
– Ею оказалась Марина Канахина – сотрудница заповедника, – говорит шымкентский журналист и краевед Алексей ГОНЧАРОВ. – Свою историю она рассказала мне только после того, как уже уволилась из заповедника и переезжала в Россию. До этого просто не хотела насмешек и шуток, поэтому все разговоры категорически пресекала.
Гончаров описывает рассказ Канахиной в своей книге «История без конъюнктуры. География вокруг нас». Марина сопровождала группу студентов-биологов из Алматы, приехавших в заповедник на практику. Из-за позднего прибытия добираться до домика лесничего, где им предстояло жить, пришлось уже затемно. Группа растянулась по горной тропе, хорошо освещаемой луной. Первой шла Марина Канахина. В 300 метрах от домика она наткнулась на неведомое создание. Вначале ее охватил ступор, а потом она бросилась бежать… По честному признанию Марины, из-за того, что она шла первой, никто, кроме нее, странное существо не увидел. Когда подошли другие, неизвестное существо уже растворилось в зарослях горных склонов. Поначалу Канахина рассказывала свою историю, но, встречая лишь шутки и недоверие, решила молчать.
В урочище Кши-Каинды
Корреспондент «КАРАВАНА» с группой любителей активного отдыха отправился в места, некогда нашумевшие на весь Советский Союз. Тропу в урочище Кши-Каинды уже никак не назовешь еле заметной – вполне нормальная проселочная дорога. Правда, по утверждению егерей, въезд в заповедник частным машинам запрещен. Дорога удивительно располагает к пешему путешествию. Подъемы и спуски – плавные и невысокие. Вокруг – великолепие горных пейзажей. А главное – отчетливо видны звериные следы. Вот прошел алабай – казахский волкодав, помощник чабанов. Вот отпечатки волчих лап. А эти следы очень напоминают босую ногу человека. Но, приглядевшись, замечаешь отпечатки мощных когтей впереди «пальцев». Это мишка протопал.
– Популяция зверей растет с каждым годом, – с гордостью рассказал «КАРАВАНУ» директор Аксу-Джабаглинского заповедника Айтбек МЕНЛИБЕКОВ. – В прежние годы настоящим бичом было браконьерство. Занимались этим те, кто должен был его пресекать, – охрана заповедника. Пришлось очень долго бороться с этой напастью. Кого-то из егерской охраны уволили. Так они долго еще пытались с нами судиться.
В весеннее время по маршруту на водопад Кши-Каинды самая большая вероятность встретить медведей, архаров, маралов, увидеть беркутов, орлов. Летом почти все они уходят на высокогорье – жарко им в долинах. Только к концу октября спускаются в низины. Но медведи могут появиться в долине раньше. Нередко даже к поселку Жабаглы приходят. Медвежьи следы чаще всего и принимают за след неведомого киик-адама. Особенно к этому склонны городские любители аномальных и загадочных явлений.
– Местные жители в следах разбираются. Медведя ни с кем не спутают, – рассказывает сотрудник заповедника проводник Бекжан МАМЫРБЕК. – А вот городские жители часто спрашивают – кто это тут босиком ходил?
Закрытая сенсация
В Аксу-Джабаглинском заповеднике есть еще и две уникальные палеонтологические зоны, где во множестве сохранились останки животных палеозойского периода (более 400 миллионов лет назад). Почти весь западный Тянь-Шань был дном доисторического океана. Поэтому останки невиданных зверей можно обнаружить прямо под ногами.
Что же касается публикации «Вокруг света», ее в поселке Жабаглы до сих пор помнят.
– Я долго хранил эту статью, – говорит житель села Жабаглы Анарбек БЕКНАЗАР. – Несколько лет назад в Интернете нашел все об авторе статьи – Валентине Сапунове. Он вообще известный в России фанат снежного человека. Периодически делает заявления, что доказал его существовании. Правда, никто из других ученых его точку зрения не поддерживает…
Вот что писала в 2012 году «Российская газета» . «Сапунов просто врет, – заявил директор Зоологического института Российской академии наук Олег ПУГАЧЕВ. – Он принес к нам в институт какие-то волоски из пещеры, долго у меня в кабинете жаловался, что официальная наука не берет их на исследования. Я его пожалел, поручил нашим генетикам провести исследование. Им не удалось извлечь никакого генетического материала, так как отсутствуют волосяные луковицы. А по структуре волос они могут принадлежать и козлу, и медведю, и другим животным. Вот и все. Какие снежные люди?».
«Обычно ученые свои сенсации печатают в научных журналах, чтобы коллеги могли проверить такое сообщение, – дополняет сотрудник Института общей генетики кандидат биологических наук Светлана БОРИНСКАЯ. – Нередко бывает, что после публикации и бурной дискуссии сенсация «закрывается». Конечно, есть «звезды», ученые с мировым именем, которые позволяют себе вначале опубликоваться в СМИ. Но даже им научное сообщество не верит на слово. Что касается Сапунова, то знаю его лично. С ДНК он никогда не работал, во всяком случае, мне такие работы не известны. Зато известно, что он с юных лет увлекается снежным человеком».
Относительно снежного человека в Аксу-Джабаглинском заповеднике были даже курьезы.
– В середине 90-х годов в московской газете «Труд» была большая статья, что в Аксу-Джабаглинском заповеднике обнаружили снежного человека, – с улыбкой вспоминает Эльмира ДЖУМАНОВА, руководитель отдела туризма Аксу-Джабаглинского заповедника. – Статья наделала шума. Только потом все поняли, что номер газеты вышел… 1 апреля! Это был розыгрыш.
– У нас установлены фотоловушки, – говорит директор заповедника Айтбек Менлибеков, – редких зверей фотографируем. Недавно «попался» даже снежный барс! Вот это настоящая сенсация! А снежный человек – это сказки.
И все-таки он существует!
Несмотря на скепсис и иронию одних, другие уверены: горы Южного Казахстана хранят немало тайн и загадок. Егерь Угамского охотхозяйства с более чем тридцатилетним стажем Владимир ВАГНЕР поделился с «КАРАВАНОМ» своими воспоминаниями:
– Лет двадцать назад зимой я отправился к двум приятелям на дальний кордон. И застал друзей в очень тревожном, если не сказать напуганном, состоянии. Накануне вечером к их домику подошел «гость». Причем при его появлении собаки, натренированные и на волков, и на медведей, забились под крыльцо. Я осмотрел все вокруг и тоже был шокирован найденными следами. Они хоть и были припорошены снегом, все же отчетливо рисовали картину происшедшего. Отпечаток босой ступни был длиной в 10 спичечных коробков, полметра! Шаг между следами составлял полтора метра. «Гость» подошел к окну, потом направился к огороженной скирде. Перешагнул через двухметровое ограждение и ушел в горы. А собаки даже спустя несколько часов после визита неведомого гостя жались под крыльцом, тихо поскуливая.
– Хотя я больше не встречал ничего подобного за годы работы в заповедных местах, уверен, что он есть, – убежден Владимир Вагнер.
Шымкент