Ситуацию проанализировал корреспондент медиапортала Caravan.kz.
С Нового года минторговли откажется от установления предельных цен на девять товаров, которые на 100% обеспечены отечественным производством: соль, мука, рожки, гречка, рис, хлеб, молоко, картофель, яйца. Затем, по ее словам, с июля 2025 года, может быть, откажутся от предельных цен на остальные 10 товаров. Это морковь, лук, капуста, масло подсолнечное и сливочное, говядина, мясо курицы и молочка.
— При этом контроль за соблюдением 15 % торговой надбавки будет сохранен, — добавила вице-министр.
Финансовый эксперт Расул Рысмамбетов считает, что это часть децентрализации власти.
— Минторговли предлагает не столько отменить государственное регулирование цен на социально значимые товары, сколько делегировать ответственность в регионы, чтобы ответственными были акимы. В этом есть определенный смысл, так как у местных исполнительных органов существует такой инструмент, как СПК – социально-предпринимательские корпорации. В их составе работают стабилизационные фонды, где накапливаются запасы продуктов питания на сезон. А также, вероятно, у регионов будет больше финансирования.
Если это так, то понять логику правительства, зачем оно отдает НДС в регионы, очень просто. НДС, по сути — налог с производства и торговли. Хочешь, чтобы больше поступало налогов – развивай производство и торговлю. Тем более последние годы местные акиматы заняли позицию, скорее, контролера, чем ретивого хозяина: сильный аким не тот, что развивает свой регион, а тот, который больше выбьет помощи из центра. Раз так, то зачем работать и пачкать руки?
Смогут ли регионы справиться с ростом цен? Особенно, если у целого министерства торговли это не особо получалось? Тем более у каждого решения есть свой потолок, выше которого даже лучшие из акимов прыгнуть не смогут.
Это доли областей в общем объеме розничной торговли в процентах, по данным Бюро национальной статистики.
А это суммы НДС, собранные комитетом госдоходов в регионах страны. Похожие данные? Если не обращать внимания на мелочи – Жетысуская область аномальная, но это, скорее, вопрос к налоговикам — то почти зеркальное отражение. Ну это и понято, если НДС — это налог с продажи, то есть прямая зависимость между объем торговли в регионе и суммой собранного НДС. И сумма НДС напрямую зависит от уровня доходов населения этого региона, а значит — от уровня зарплат, экономической активности.
Всего по стране сумма собранного НДС за 10 месяцев 2023 года составляет 4,4 трлн тенге. Это треть всех налогов, собираемых в бюджет страны. Сумма нереально большая. И уже это вызывает сомнения.
Есть откровенное сомнение в способности СПК, а скорее — акиматов, регулировать цены. Причин несколько.
Первая. В одном из ответов на запрос «Каравана» министерство сельского хозяйства сообщило, какой суммой располагают СПК. На 2018 год это составляло около 1,5 % от всего объема рынка по тем товарам, которые входят в список СЗТП. Но ведь это откровенная мелочь. Чтобы хоть как-то влиять на цены, СПК должны распоряжаться суммой в 15 %, а лучше в 20 % от размера рынка. Это будет примерно 800 млрд-1 трлн тенге.
Для сравнения: весь государственный бюджет Казахстана в этом году составляет 22 трлн тенге. Кто даст регионам такие деньги? А если дадут, то кто позволит СПК рулить такими деньгами?
Акимы не позволят подчиненным распоряжаться десятками миллиардов по своему усмотрению. Хотя бы из чувства собственной безопасности. Хотя у начальников и другие интересы.
Расходный бюджет одной из самых бедных областей – Абайской – в 2023 году составляет 321 млрд тенге. При нормальном распределении местная СПК должна получить 30 млрд тенге. Деньги – это власть. Такие деньги сразу выведут руководителя СПК «Абай» Асета Сулейменова на уровень третьего-четвертого человека в регионе.
Вторая причина для сомнений. Уровень квалификации сотрудников акиматов и СПК не всегда самый высокий.
Небольшая история. В Акмолинской области работает мясокомбинат. Неплохо работает. Растет. Кормит Астану, отправляет продукцию на экспорт.
Недавно, в буквально в ноябре, на предприятие приехала комиссия из районного акимата. Все поражаются размаху, как комбинат вырос за шесть лет. В конце к директору предприятия подходит некий районный начальник и с недовольным голосом выговаривает ему, что он про него не знал и разрешения не давал. Ну так правильно, если бы чиновники давали разрешение на ведение бизнеса, у нас была бы Туркмения, а не Казахстан. А для чиновника это нормально, ведь там он царь и бог.
В принципе, история известная. Директор завода сам опубликовал ее в соцсетях.
Самого же этого районного бастыка сама ситуация характеризует как непрофессионала. Даже если не знаешь, что происходит в районе, ты должен просматривать статистическую и налоговую отчетность. А по-хорошему, надо знать данные по занятости (люди на комбинате работают), по доходам населения (люди работают и получают зарплату), и санитарной ситуации (мясокомбинат находится под жестким контролем ветеринаров).
Третья. Зарплаты у работников СПК и акиматов гораздо ниже. Поэтому есть риск, что эти деньги попросту разворуют. Это уже тот риск, который понимают и акимы.
СПК регулярно появляются в печати как герои расследований коррупционных преступлений. Проще говоря, происходит слияние власти и бизнеса. Этому помогает и непрозрачная отчетность самих СПК.
В прошлом году глава антикора Олжас Бектенов заявил, что активы СПК реализуют аффилированным лицам по заниженной стоимости (в СПК «Алматы», «Shymkent», «Солтүстік», «Павлодар», «Каспий», «Жетісу» и «Түркістан»). За три года ущерб составил 6 млрд тенге. СПК выдают льготные займы аффилированным, финансово неустойчивым компаниям. Нет контроля за поставкой законтрактованного объема социально значимых продуктов питания. Средства используются не по целевому назначению.
И четвертая.
Статус СПК в структуре акиматов непонятен. Чем они занимаются? Какие у них цели? Должен ли этот карманный бизнесмен всегда приносить прибыль или может нести убытки ради социального блага? Да, и что такое социальное благо?
Это все те вопросы, который «Караван» задает начиная с 2014 года. Но мы так и не получили ответы на эти вопросы. Наверное, потому, что их нет. За неэффективное управление в Казахстане могут оштрафовать. А вот за коррупцию — уже посадить. Потому акимам невыгодно сильно развивать своих подчиненных. Им же проще будет.
А насколько вырастут бюджеты областей, если регионам передадут доходы по НДС?
Судя по новому бюджету, принятому на прошлой неделе, у трех регионов изменений особых не будет, так как у них будут изъятия. Это Алматы, Астана и Атырауская область.
А вот для других регионов эти налоги могут сильно изменить их экономику. В Алматинской бюджет увеличится с 697 млрд в 2023 году до 900 млрд в 2024 году. Почти в 1,5 раза.
Бюджет Карагандиской области вырастет с 430 до 620 млрд.
А вот бюджет Туркестанской области изменится совсем ненамного, только на 33 млрд тенге – с 1,25 трлн до 1,28 трлн тенге. Потому, что эта область в основном аграрная, собирает очень мало своих налогов – 135 млрд тенге. Но население больше 2 млн человек, поэтому она получает больше остальных регионов помощи из центра. Поэтому при любом раскладе Астане придется помогать этому региону.
Помогать провинциям центр все равно будет. Не во всех регионах есть кадры, которые могут справиться с этой работой. Да и сокращения в министерстве торговли вроде тоже нет.
Так что самое интересное, в какой форме будет подана эта помощь и на сколько времени она растянется. Это будет видно по бюджетам регионов, которые сейчас рассматривают маслихаты.