Такой она остается на протяжении достаточно долгого времени, по меньшей мере, со времени обретения Казахстаном независимости. Причем, напряженность снимается преимущественно благодаря выезду многочисленных этнических диаспор из Казахстана за рубеж, в том числе и на историческую родину.
В настоящее время существует несколько позиций в отношении миграции ряда этнических групп за пределы Казахстана. Точка близкая к официальной в Казахстане связывает отток некоторых этнических групп с чисто экономическими трудностями. Другая позиция связывает миграцию с ростом этнического дискомфорта у представителей ряда нетитульных национальностей.
За последние семь лет численность казахстанцев уменьшилась на полтора миллиона человек — это следствие оттока населения из республики. Причем уровень эмиграции продолжает оставаться высоким и по сей день.
Согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике, численность населения Казахстана на начало 1999 года составила 14 957,8 тыс. человек. Если сравнивать с 1995 годом, то численность населения сократилась на 718,0 тыс. человек. И все это произошло только за пять лет суверенитета Казахстана.
Основным аргументом в пользу отъезжающих принято считать желание людей вернуться на свою историческую родину, но чем объяснить парадоксальную тенденцию, которая связана с выездом из Казахстана казахов (за 1993-1999 годы уехало более 76 тысяч человек), что дает основание усомниться в сложившейся позитивной социально-экономической ситуации в Республике Казахстан.
Положение усугубляется тем, что если в 1989 году общий коэффициент рождаемости (число рождений на 1000 человек населения) в целом по Казахстану составлял 23,4, то в 1995г. — 17,5, а в 2001г. — 14,6. Что не может не вызывать опасения за будущее Казахстана как суверенной республики. С такими «темпами» к 2013 году Казахстан рискует столкнуться с отсутствием самого факта рождения детей.
Настораживает и тенденция снижения браков, заключаемых на территории Республики Казахстан. Так в 1991 году общий коэффициент брачности (число браков на 1000 человек на середину года) составил 10,1, в 1996г. — 6,6, а в 2001г. — уже 6,3.
К сожалению, замечена тенденция роста бракоразводных процессов. Так, если брать за основу общий коэффициент разводов (число браков на 100 человек), то становится видно, что если в 1991 году он составлял 29,3, то уже в 2001 году — 31,9, что говорит само за себя. Подобная ситуация гармонично дополняет печальную картину по уменьшению деторождаемости.
В связи с тенденцией уменьшения рождаемости среди населения Республики Казахстан Правительство вынуждено было принять меры по нормализации сложившейся ситуации, в связи с чем на свет появилось Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2000 года N1272 «О Концепции государственной демографической политики Республики Казахстан».
Данная Концепция представляет собой основные принципы, приоритеты и задачи демографического развития Республики Казахстан. Под демографическим развитием в ней понимается комплекс политических, административных, экономических и социально-психологических мер, направленных на стимулирование роста численности населения, отвечающих текущим и перспективным потребностям. Однако здесь уместно поставить закономерный вопрос: насколько эффективна будет инициатива Правительства, ведь результаты последних лет также не вызывают оптимизма.
В связи с этим не может не беспокоить и проблема вывоза из страны малолетних детей. В результате того, что Министерством образования и науки в свое время были даны разрешения на усыновление казахстанских детей через зарубежные агентства и фонды, только с октября по январь 2000 года 17 младенцев из Актобе было отправлено в США, а всего за 2000 год усыновлено иностранными гражданами 305 малолетних детей. Однако до сих пор нет точных сведений об агентствах и фондах, занимающихся вывозом детей из страны. Возникает и еще один, пожалуй, самый главный вопрос: что известно нашим чиновникам, санкционировавшим «зарубежное» усыновление, о дальнейшей судьбе вывезенных из республики детей?
Тем временем процесс усыновления казахстанских детей зарубежными гражданами имеет тенденцию роста, и эта тенденция будет носить постоянный характер. Стоит отметить, что только в Алматы было усыновлено иностранными гражданами около 500 детей. При этом общественные организации, как и государственные органы не производят мониторинг положения детей, вывезенных заграницу.
С середины 1995 года наблюдается тенденция некоторого снижения смертности населения. Однако показатель остается высоким: в 1997 году он составил 10,4 случая на 1000 человек, в 2001г. — 9,9. При этом смертность среди мужчин, особенно трудоспособного возраста, продолжает расти быстрее, чем среди женщин. Высокой остается и младенческая смертность. Наблюдающееся в последнее время ее объясняется в основном общим снижением рождаемости. В результате снижения рождаемости и высокого уровня смертности естественный прирост населения за последние десять лет катастрофически снизился.
Нужно отметить и тот факт, что в настоящее время отмечено уменьшение средней продолжительности жизни населения. На сегодняшний день она составляет у мужчин — 59 лет, у женщин — 70,2 года. Для сравнения: в США средняя продолжительность жизни составляет у мужчин 73, у женщин 75 лет, в Германии — соответственно 73,3 и 79,9 года, в Японии — 76,4 и 82,5 года, в Канаде — 80 и 81 год. Как видно, наши женщины живут на 3-11 лет, а мужчины на 14- 21 год меньше, чем в развитых странах.
Как известно, средняя продолжительность предполагаемой жизни является одним из четырех основных показателей индекса развития человеческого потенциала, по которому определяется уровень развития государства. По принятой в мире шкале оценок по этому показателю Казахстан занимает 93-е место среди 175 стран. А между прочим, в 1991 году мы были на 61-м месте.
Также отмечается постепенное старение населения. По сравнению с началом 1990 года численность трудоспособного населения уменьшилась на 83 тыс. человек (на 0,9%), детей и подростков — на 608 тыс. (11%). В то же время возрос удельный вес лиц пенсионного возраста (на 1%).
Согласно данным, составленным Государственным агентством по статистике, чистые миграционные потери Казахстана (то есть так называемое отрицательное миграционное сальдо) за первое полугодие 2000 года выросли до 53239 человек с 45491 человека за аналогичный период предыдущего 1999 года. Около 72% этих эмигрантов отправились в страны СНГ, главным образом в Россию. Более половины из них — этнические русские. Во II половине 2000 года, темпы как процесса миграции, так и роста чистых миграционных потерь имели устойчивую тенденцию к снижению. Это объясняется не столько снижением привлекательности ближнего или дальнего зарубежья, сколько снижением общего количества населения, желающего выехать за рубеж.
Нужно отметить, что резкое ухудшение демографической ситуации в республике за последние пять лет, старение населения, эмиграционные потоки в большинстве своем высококвалифицированных специалистов в страны дальнего и ближнего зарубежья, особое геополитическое положение Казахстана и наличие большой площади незаселенных, неосвоенных земель, требуют активной целенаправленной демографической политики, направленной на увеличение численности населения.
От этого, вне всякого преувеличения, зависит сохранение суверенитета, территориальной целостности, социально-экономическое и политическое развитие Республики Казахстан.