Чем массовый приезд иностранных президентов поможет восстановлению мира если не на планете, то хотя бы в границах Азии и СНГ? Ну и зачем все эти иностранные политики в родной столице нужны простому казахстанцу?
Редакция медиа-портала Caravan.kz задала эти тривиальные вопросы экспертам.
Астана – это новая Женева?
В повестке Астаны на ближайшие дни – широчайший круг вопросов – от обсуждения ситуации в Афганистане, эскалации конфликта на кыргызско-таджикской границе, войны между Россией и Украиной и прочих очагах напряжения, до диалога об экономическом и культурном развитии стран.
— Астана все больше превращается в площадку, на которой могут обсудить свои разногласия представители самых разных государств и взглядов, — отмечает заместитель директора РГУ«Қоғамдық келісім» Самат Нуртаза.
Пока вокруг полыхают конфликты, Казахстан всех призывает к мирному диалогу и разумному компромиссу. Похожую позицию нейтралитета в годы Второй мировой войны заняла Швейцария. И ее роль в установлении мира после войны сложно переоценить. Казахстан с тех пор, как он обрел независимость, со Швейцарией сравнивают все чаще, а в свете последних геополитических и военных противостояний – тем более.
И, давайте честно признаем – нам всем такое сравнение очень льстит. Ведь в страну, которая ни с кем не конфликтует сейчас и не собирается этого делать в будущем, гораздо активнее вкладывают деньги крупные инвесторы.
Казахстан над своим имиджем многовекторности и добрососедства работает многие годы. Собственно, вся история с созданием СВМДА – это наша прямая инициатива. И сейчас мы в очередной раз пожинаем плоды своих идей.
— Такие саммиты – это и элемент нашего положительного имиджа, и политическая активность, и шаг в сторону реализации казахстанских глобальных инициатив, к которым, безусловно, относится СВМДА, — напоминает эксперт по региону, профессор Казахстанско-немецкого университета Алматы Рустам Бурнашев.
Хватит говорить, пора действовать
Одна из тем, которая будет обсуждаться в рамках саммита СВМДА – это создание на базе совещания организации.
— В настоящий момент на азиатском континенте нет универсальной площадки, которая дала бы возможность обсуждать вопросы сотрудничества, безопасности и прочих моментов в таком расширенном формате. СВМДА – это лишь переговорная площадка. Создание организации позволяет переводить те или иные вопросы в обсуждаемые на системной основе. Мир такой опыт имеет. СВМДА создавалась по образцу СБСЕ, которая создавалась для обсуждения безопасности в Европе. В 1995 году она была институализирована, чуть позже переименована в ОБСЕ и позволила решать вопросы на системной основе, — рассказывает Рустам Бурнашев.
На прошлом совещании СВМДА Казахстан предложил вывести вопросы доверия в Азии на новый уровень. Согласны ли с этим предложением остальные страны-участницы – мы узнаем уже очень скоро.
— В основе СВМДА лежит диалог. А в основе этого диалога – принцип кооперативной безопасности. Что в корне отличает СВМДА от структур безопасности, которые были характерны для ХХ века с его блоками, системами коллективной безопасности и различных военных альянсов. Сейчас эти подходы к безопасности теряют свою актуальность. Пришло понимание, что основу безопасности различных стран невозможно обеспечить без компромиссов каждого. Особенно такой подход актуален для азиатского континента, в котором страны как пестрая мозаика. В наших странах огромные цивилизационные, культурные, религиозные, экономические различия, — объясняет независимый директор Института внешнеполитических исследований Санат Кушкумбаев.
Он подчеркивает, что механизмы достижения доверия в рамках СВМДА были созданы, и организации даже удалось сбавить накал некоторых региональных конфликтов. К примеру –между Индией и Пакистаном.
Самый главный конфликт последнего года – противостояние России и Украины, при этом, как сходятся во мнении политологи, решен в Астане точно не будет, не факт, что его даже удастся полноценно обсудить. Ведь в Казахстане не будет одного из основных действующих лиц истории – главы Украины Владимира Зеленского.
— Конфликты решаются в несколько иных форматах. Прежде всего – в рамках двусторонних переговоров участников того или иного конфликта. В рамках такого разностороннего разговора, как правило, они могут лишь обсуждаться, чтобы все стороны могли проговорить свои позиции, — напоминает Рустам Бурнашев.
Тет-а-тет
Тем не менее политические саммиты Астаны, как уверены эксперты, очень важны.
— Подобного рода встречи интересны не только и не столько общим форматом, но и двухсторонними, трехсторонними встречами. Прекрасно, что за несколько дней в Астане будет несколько саммитов подряд, между ними и в рамках них уже запланированы различные встречи. Думаю, эти площадки сыграют свою положительную роль, — говорит Санат Кушкумбаев.
Уже понятно, что в Астане придется встретиться представителям некоторых враждующих стран. К примеру, главы Кыргызстана Сапар Жапаров и Таджикистана – Эмомали Рахмон смогут обсудить ситуацию на кыргызско-таджикской границе, а президент РФ Владимир Путин переговорит с главой Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
— Безусловно, ждать, что после встречи в Астане все острые конфликты мигом решатся – не приходится. Но если будет достигнут хоть какой-то прогресс в том или ином конфликте – уже хорошо. Это может быть обмен пленными, пауза в военных действий, согласие по самым мелким позициям – уже повод для гордости, — говорит Самат Нуртаза.