Лет 15 назад Америка заявила наличие такого феномена, как подражание агрессивным стереотипам поведения, показанных по телевизору. Исследование доказало, что механизм незаметного вживания в роль злого и ужасного сохраняет свое действие даже тогда, когда после просмотра передачи проходит достаточно много времени.
И, может быть, не случайно и совсем не смешно, что западная промышленность начала выпускать телевизоры, закрывающиеся на замок. Родители уходят на работу, а экран телевизора замыкают на ключ, дабы неокрепший несмышленыш не нахватался всякой телезаразы.
Существуют ли вирусы зла в продукции нашей отечественной телепродукции? К сожалению, да. Солидная часть телевизионной и печатной продукции направлена именно на это: СМИ зомбируют детей. И уже не случайно малолеток нынешнего поколения называют «загремевшими в ящик». Они явно пересиживают перед телевизорами, «приклеиваясь» к ним в среднем на 2-3 часа в день. Незаметно реальный мир подменяется виртуальным. Олег Борецкий, кандидат философских наук говорит, что если мир приходит к ребенку как изображение, то ребенок живет в призрачном мире. А если к тому же изображение насыщенно кровью и насилием, то у ребенка снижается болевой синдром, он перестает чувствовать чужие страдания.
Исследования, проведенные в Англии, США, Японии говорят о том, что между привычкой пялиться в телевизор и успеваемостью в школе у детей есть определенная зависимость. Самый высокий интерес к телевидению наблюдается у детей, которые плохо учатся в школе. Случайно ли это? Конечно, нет. Но в чем тут проблема: в плохой успеваемости или в привычке без меры смотреть телевизор? Дело в том, что телевидение дает много впечатлений, но все они лежат перед юным зрителем на тарелочке с голубой каемочкой. Ребенку не надо напрягаться и работать головой в прямом смысле слова: фантазировать, размышлять. Плюс к этому у телевидения есть еще один порок: оно развивает у человека «клиповое сознание». Сюжеты на экране мелькают очень быстро, одна передача сменяет другую, вслед за фильмом следует мультфильм и так далее, восприятие делается поверхностным, несамостоятельным. И если взрослые еще как-то ориентируются во всей это телекаше и выбирают для себя что-то существенное, то у детей дела с информацией, полученной «от телевизора» обстоят гораздо хуже. Как утверждают психологи, внимание детей начинает рассеиваться и растворяться.
Все это очень серьезно. Неслучайно в 1999 году в Алматы прошел грандиозный по своему масштабу семинар: «Дети и СМИ: лицом к лицу». Проблему влияния СМИ на детей рассматривали со всех сторон. Единогласно приняли Декларацию «СМИ в защиту детей». А год спустя в акимате южной столицы прошел круглый стол «Дети и СМИ». По масштабу представленных лиц круглый стол был похож на настоящий форум: в нем приняли участие чиновники из пресс-службы Президента РК, акимата города Алматы, Министерства образования и науки, Министерства информации и общественного согласия. До чего договорились взрослые тети и дяди? Они приняли обращение «За духовное и физическое развитие подрастающего поколения». К кому они обращались, к кому вызвали? Да, конечно же, к самим себе, потому что все их декларации должны были выполнять на деле они же сами. Кто ж еще? Кто в нашем государстве уполномочен «(выдержка из обращения)… исключить пропаганду культа насилия, рекламу сигарет и спиртных напитков, порнографии, употребления наркотических средств на городских улицах и в местах общественного пользования (билборды, рекламные щиты и т.п.), в печатных изданиях и электронных СМИ, так как это оказывает массированное давление на психологическое состояние детей и молодежи, формирует соответствующие модели поведения и стереотипы восприятия жизни…» И еще. На том же круглом столе было решено создать независимую общественную экспертную комиссию, которая будет осуществлять нравственную оценку СМИ, опирающуюся на морально-этические и нравственные ценности общества.
Прошло два года. Города и веси Казахстана пополнились уличной рекламой, на которой, как и прежде, красуются табачные изделия, алкогольные напитки. О телевидении и печатных СМИ вообще говорить не приходится. Они превратились в манипуляторов общественного сознания. Последствия будут печальными. Начнется разрушение нравственных норм, и все будет сведено к анархии. А анархия в свою очередь развалит общество, люди перестанут понимать, что дозволено, а что нет. Все это похоже на страшную тайную холодную войну. Вот только кого и с кем?
Неужели государства с детьми? Государство в лице тех самых чиновников, которые собирались за круглым столом определило приоритеты детства, и само же в лице этих же людей, не выполняет их, делая все в точности до наоборот. Самое печальное что в соседнем государстве, в России, на телевидении в частности, творится то же самое: засилье агрессивной рекламы, агрессивных программ и полное «одобрямс» этого ужаса со стороны государства. Со слов профессора факультета психологи МГУ Лидии Матвеевой — в их лаборатории недавно проанализировали ролики, получившие за три последних года «золотых львов» Каннского фестиваля. Внимание обращали на то, какие приемы и психологические ситуации используют рекламщики. Как тенденция выделилась — сильная агрессия женщин против мужчин. Следующий вариант агрессии — между поколениями. И что самое печальное эти принципы жестокой агрессии используются рекламщиками во всем мире.
Еще со времен Великой депрессии в Америке родоначальник желтой прессы медиамагнат Херст вывел «формулу успеха», основанную на апелляции к основными нстинктам человека. Прежде всего это инстинкт продолжения рода, то есть информация про секс, половые отношения. Второй инстинкт — сохранение вида. В интересах выживания определенного вида определена табуированная информация. Отсюда такая мощная поддержка в СМИ всего, что хоть как-то отклоняется от нормы. Так делаются суперпопулярные газты «Спид-инфо», «Мегаполис-экспресс», «Вот так!» и другие. Там цветные картинки, и это на самом деле открытая порнография, доступная детям.
Это печально, но так уж устроен человек. ему больше нравится про грязь и СМИ, в собственных интересах, вынуждена удовлетворять эту потребность. Хотя…все зависит от человека, в каком бы государстве он не жил. Православный вероучитель Нил Мироточивый очень точно поделил людей на два типа — похожие на мух и похожие на пчел. Мухи — это те, которые находят самые грязные места, садятся на эту мерзость и разносят ее. Результат деятельности людей, похожих на мух, — грязь. А пчелы — это те, кто интересуется цветами, результат их деятельности — мед. И в этом смысле люди сами выбирают, кто они: муха или пчела?
Есть ли выход из этого странного положения? У России есть. Эта страна стремится в Евросоюз, а там регулируются отношения СМИ и общества. В странах ЕС четко определены понятия непристойности, есть определение визуального ряда, который провоцирует агрессию, обозначена табуированная деятельность.
Есть ли выход у Казахстана? Конечно, да, но только в том случае, если он доведет до конца намерение участников круглого стола двухгодичной давности о создании независимой экспертной комиссии. Она смогла бы переломить ситуации в СМИ, тем более что опыт подобных экспертных комиссий в мире уже есть.
Например, в Польше в свое время проблема СМИ тоже была актуальной. решена она была оперативно, практически бесконфликтно и вполне демократично. В течение года специалисты изучали мировой опыт и выбирали оптимальный вариант для страны (остановились на французской модели). В течение еще одного года создавали свою национальную структуру. А на третий год начал работать Внегосударственный Общественный Совет по телевидению и радиовещанию. Орган состоял из девяти выдающихся представителей культуры, религии, науки и политики — всех тех, кого называют «совестью нации». Сможет ли Казахстан проделать такой же честный путь, дабы не на словах а на деле определить истинные приоритеты детства в государстве? Готовы ли чиновники не только декларировать правильные вещи, но и спрашивать с самих себя за их выполнение?